Оружие и техника

Китай успешно испытал прототип гиперзвукового двигателя, способного облететь Землю за два часа

Прототип прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) нового типа sodramjet испытали в аэродинамической трубе. Он успешно проработал на скорости воздушного потока, превышающей звуковую в девять раз. А по результатам эксперимента оказалось, что теоретический предел его скорости достигает числа Маха 16. Это позволит летательному аппарату с таким двигателем обогнуть Землю за два часа, но аэродинамической трубы для проверки подобных скоростей в Китае еще не построили.

Отчет об испытаниях прототипа ученые из Китайской академии наук (CAS) опубликовали в журнале Chinese Journal of Aeronautics. Ведущий автор исследования Цзиан Цзунлинь (Jiang Zonglin) заявил, что разработка его команды послужит основой для создания многоразовых орбитальных космопланов и гиперзвуковых самолетов нового поколения. Название sodramjet образовано от словосочетания standing oblique detonation ramjet engine, которое можно перевести, как ПВРД с воспламенением наклонной стоячей ударной волной.

Двигатель работает на чистом водороде а в его конструкции использованы неназванные особые сплавы. Их создали специально для sodramjet, поскольку применяемые в ракетно-космической отрасли металлы с трудом выдержали бы температуры, возникающие в новом ПВРД. Устройство испытанного прототипа разительно отличается от известных схем гиперзвуковых прямоточных двигателей. В нем реализована идея зажигания топлива ударной волной, предложенная американскими исследователями еще в 1960-е годы. Но полвека назад материаловедение не позволило создать даже экспериментальные образцы таких двигателей из-за их невероятно высоких рабочих температур.

Трехмерная модель двигателя sodramjet / ©Zonglin JIANG, Zijian ZHANG, Yunfeng LIU, Chun WANG, Changtong LUO, The criteria for hypersonic airbreathing propulsion and its experimental verification, Chinese Journal of Aeronautics, 2020, ISSN 1000-9361, https://doi.org/10.1016/j.cja.2020.11.001

Опрошенные изданием South China Morning Post отраслевые эксперты предполагают, что эти испытания китайского sodramjet выполнены “давно”. Обычно в Поднебесной подобные проекты скрыты ореолом строгой секретности и об их ходе доподлинно ничего не бывает известно. Нынешняя публикация результатов эксперимента в открытом доступе может говорить о том, что программа разработки гиперзвуковых двигателей в Китае уже продвинулась существенно дальше.

Инженеры и ученые Китайской академии наук проводили эксперимент в гиперзвуковой аэродинамической трубе, способной создавать скорость воздушного потока до числа Маха 9. Это примерно равно 11 тысячам километров в час. Показатели прототипа во время испытаний были стабильными — он работал как положено. В ходе экстраполяции результатов измерений ученые сделали вывод, что sodramjet будет стабильно разгоняться и эффективно работать на скорости до числа Маха 16. А это уже примерно 19,5 тысяч километров в час, то есть весь экватор летательный аппарат с таким двигателем облетит чуть более, чем за два часа.

Прототип двигателя sodramjet / ©Zonglin JIANG, Zijian ZHANG, Yunfeng LIU, Chun WANG, Changtong LUO, The criteria for hypersonic airbreathing propulsion and its experimental verification, Chinese Journal of Aeronautics, 2020, ISSN 1000-9361, https://doi.org/10.1016/j.cja.2020.11.001

Чтобы проверить теоретические выкладки придется дождаться постройки более мощной аэродинамической трубы. Ну а до практического применения sodramjet может и вовсе никогда не дойти. Да, реализованная китайскими учеными схема демонстрирует потрясающие показатели. Фактически, чем быстрее такой двигатель летит, тем эффективнее он работает. Однако использованные в его конструкции материалы выдержали лишь кратковременные эксперименты. Как они поведут себя при полетах длительностью в десятки минут — предсказать пока трудно.

Прямоточные воздушно-реактивные двигатели привлекали авиаконструкторов и ракетчиков своей простотой и высокими теоретическими характеристиками с самого момента их изобретения в начале XX века. Минимум подвижных деталей (разве что регулируемый воздухозаборник нужен), максимум эффективности на больших скоростях — просто сказка. Однако практическое применение они нашли в довольно узких областях.

Прототип двигателя sodramjet в аэродинамической трубе / ©Zonglin JIANG, Zijian ZHANG, Yunfeng LIU, Chun WANG, Changtong LUO, The criteria for hypersonic airbreathing propulsion and its experimental verification, Chinese Journal of Aeronautics, 2020, ISSN 1000-9361, https://doi.org/10.1016/j.cja.2020.11.001

Принцип действия подобных двигателей основан на сжатии набегающего воздуха не компрессором, а формой воздухозаборника. Из-за этого они неспособны работать при нулевой скорости движения и обладают плачевной эффективностью вплоть до числа Маха 1. Сверхзвуковые ПВРД (ramjet), где входящий воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости оказалось практически невозможно разогнать дальше числа Маха 5. Быстрее — и температуры что в воздухозаборнике, что в камере сгорания превышают все разумные пределы. Вместе с этим резко падает топливная эффективность. Зато они нашли применение в зенитных и противокорабельных ракетах, которые разгоняются до сверхзвуковой скорости твердотопливными первыми ступенями.

Гиперзвуковые ПВРД (scramjet) устроены несколько иначе. В них поток воздуха никогда не затормаживается ниже скорости звука, что позволяет расширить рабочий диапазон двигателя. Судя по тем данным, что есть в открытом доступе, максимальная скорость современных scramjet достигает числа Маха 7-8. Дальше разгоняться мешают возникающие в воздухозаборнике фронты ударных волн, которые буквально срывают пламя в камере сгорания. Вдобавок, из-за нестабильной работы двигателя в нем также лавинообразно нарастает температура. Предположительно, именно такие ПВРД устанавливаются на перспективные гиперзвуковые ракеты, разрабатываемые в XXI веке.

Теоретически, все эти ограничения можно обойти, причем иногда даже реализовав некоторые идеи «в металле». Именно это и продемонстрировали китайские специалисты. Однако, решив проблемы с перегревом двигателя, возникает аналогичная ситуация с летательным аппаратом. На скоростях выше числа Маха 3 планер самолета или ракеты начинает разогреваться до температур, при которых алюминиевые сплавы теряют прочность. После числа Маха 5 возможно использование только одноразовых конструкций. На сегодняшний день без использования сложных систем охлаждения или абляционных покрытий (как правило, одноразовых), реализовать многоразовый гиперзвуковой летательный аппарат не представляется возможным.

Комментарии

  • — Как-как погибнет Вселенная? — спросил Билли.
    — Мы её взорвём, испытывая новое горючее для наших летающих блюдец. Лётчик-истребитель на Тральфамадоре нажмет кнопку — и вся Вселенная исчезнет. Такие дела.
    — Но если вам это заранее известно, — сказал Билли, — то разве нет способа предупредить катастрофу? Неужели вы не можете помешать летчику нажать кнопку?
    — Он её всегда нажимал и всегда будет нажимать. Мы всегда даем ему нажать кнопку, и всегда так будет. Такова структура данного момента.

    • Курт крут. Замечательный товарищ.

  • "потока в 9 чисел Маха, а по результатам эксперимента оказалось, что теоретический предел его скорости достигает 16 чисел Маха" - Василий, так говорит и писать неправильно. Чисел Маха не может быть 5 или 10. Оно одно, и лишь принимает конкретные числовые значения. Число Маха - не постоянная и не единица измерения. Оно всегда безразмерно.

    • У меня с этой величиной прям беда, всегда сомневаюсь, как правильно. Сейчас поправлю, спасибо.

      • Василий, у вас хорошие статьи, и в журнале прочёл ваши "невидимые самолёты", не нашёл существенных ошибок. Поэтому небольшая доработка понятий помогла бы вам, на мой взгляд. Что такое число Маха? Это весы, взвешивающие данную скорость в местных скоростях звука. Одну текущую конкретную скорость (потока, полёта) в текущих столь же конкретной (местной) скорости звука. Это просто отношение двух скоростей. Обыкновенная дробь. Она не имеет размерности, потому что у соотношений двух скоростей нет отдельной единицы измерения - лишь значение дроби, число. Эта дробь - безразмерная скорость, или скорость в местных "звуках". Поэтому правильнее говорить о данном значении дроби, о значении числа Маха. С числом М равном 5. Или при М = 5.

        Но в вашей статье несколько других мест не совсем верных, на мой взгляд. Либо так писали китайские журналисты, с материала которых вы делали этот материал. Либо по другим причинам, но я могу отметить эти, на мой взгляд, нестыковки - не в плане критиканства, а лишь с точки зрения аэрогазодинамики. Сейчас напишу отдельным комментарием, если вы не против; надеюсь, это вам и читателям поможет в понимании деталек.

        • Выше ответил про нестыковки, за них спасибо. Про число Маха умом понимаю, когда формулировать мысли начинаю все-таки вылезают некорректные с технической точки зрения фразы. Но это именно недостаток работы с темой, постараюсь больше так не косячить.

          А насчет теории гиперзвуковых двигателей и описанных в другой ветке недостатков моей статьи (в плане терминологии и технических деталей) -- мне кажется, тут еще играет роль общая мифологизация этой темы в современном инфополе. Очень много дилетантских статей, очень много некорректно переведенных или адаптированных с технического на популярный язые материалов. В результате часто приходится только за счет интуиции догадываться, что же имели в виду авторы, а тут ключевую роль играет уже собственная подготовка.

          В общем, стараемся для вас, за отзывы и критику большое человеческое спасибо. Буду совершенствоваться)

          • Согласен, много дилетантских статей.
            Чтобы не догадываться интуицией, могу предложить осеннюю статью про гиперзвуковые ракеты в "Коммерсанте" - https://www.kommersant.ru/doc/4501975
            если появятся вопросы по этому материалу, задавайте, поясню подробнее.

  • Не всякий гиперзвуковой двигатель долетит из Китая до середины Днепра...

  • Когда был студентом преподаватель по аэродинамике рассказывал, что наши советские учёные добились на ПВРД скорости в 15000 км в час. Это было в начале 80-х. Обманывал что ли студентов? Теперь оказывается таких цифр только что достигли. Скорее всего мечтал преподаватель..

    • Разработанная в СССР гиперзвуковая лаборатория "Холод" испытывалась с 1991 по 1999 год, максимальная скорость составила 1855 м/с, что соответствует числу Маха М=6,49, причем, подозреваю, что эта скорость была достигнута не за счет работы ГПВРД, а за счет ЖРД ракеты-носителя С-200. Ну и скорость в 15 000 км-ч на аппарате с ГПВРД еще никто не достиг, китайские конструкторы только предполагают, что их двигатель сможет работать на таких скоростях.

  • "гиперзвукового двигателя, способного облететь Землю за два часа" - конечно, некорректно, потому что от аппарата не в меньшей степени, а как правило, в большей, зависит скорость полёта. Двигатель лишь работает при таких-то режимах полёта. Но один и тот же двигатель в разных аппаратах будет двигаться с разной скоростью как и они. Впрочем, ниже вы верно говорите об аппаратах как раз - но в заголовке это несколько режет глаз.

    "Устройство испытанного прототипа разительно отличается от известных схем гиперзвуковых прямоточных двигателей. В нем реализована идея зажигания топлива ударной волной, предложенная американскими исследователями еще в 1960-е годы. " - только на этой идее и построены ГПВРД. Никаких разительных отличий нет - просто нет других схем. Сверхзвуковой горение известно только детонационное. Оно и лежит в основе "всех известных схем".

    "Сверхзвуковые ПВРД (ramjet), где входящий воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости оказалось практически невозможно разогнать дальше числа Маха 5. Быстрее — и температуры что в воздухозаборнике, что в камере сгорания превышают все разумные пределы." - нет, дело не в температуре. А в высоких газодинамических потерях прямого скачка, который необходим для торможения потока до дозвукового. При последующем разгоне снова до сверхзвука. Вот в этих потерях и кроется неэффективность ПВРД на гиперзвуковых скоростях. Температура тут не определяющее дело. Дажи при идеальном материале, держащим миллион градусов, газодинамические потери прямого скачка, перехода "сверхзвук-дозвук" сильно снизят эффективность двигателя. В них дело. В больших газодинамических потерях.А то, что они выливаются в результирующее повышение температуры - это уже следствие.

    " Судя по тем данным, что есть в открытом доступе, максимальная скорость современных scramjet достигает числа Маха 7-8. Дальше разгоняться мешают возникающие в воздухозаборнике фронты ударных волн, которые буквально срывают пламя в камере сгорания."
    Тоже не этом дело - ведь ударные волны ( правильнее здесь говорить скачки уплотнения, в воздухозаборнике это не ударные волны, между этими понятиями есть разница, хотите, могу дать ссылки на изложение разницы между ними) и так возникают, хоть менее 7-8 М, хоть более 7-8 М. Дальше разгоняться мешают недостатки понимания деталей происходящих процессов и сложности расчёта этих процессов. А "ударные волны" в воздухозаборнике строятся сложными каскадами, после которых в камеру сгорания доходят не сами эти волны, а сжатый ими поток - в нём нет никаких "ударных волн воздухозаборника", правильнее писать "скачков уплотнения", которые в зону горения не проникают, потому что многократно замещаются другими скачками уплотнения и их продуктом - сжатым воздухом. Тут не совсем верно написано, на мой взгляд.

    Наконец, воздухозаборник - это наружная часть проточного тракта. Где заканчивается воздухозаборник? Насколько глубоко внутри аппарата его окончание? С точки зрения газодинамики, вся часть, где происходит сжатие газа до камеры сгорания - это диффузор, сжимающая часть. Воздухозаборник, на мой взгляд - это только наружная, внешняя часть диффузора. Сами кромки и первые сужения. Которые вырезают из набегающего потока некий "блок воздуха" и первично прессуют его своими скачками. Далее в недрах аппарата это уже не воздухозаборник, потому что забор воздуха из потока давно позади, а сжатие в проточном тракте может ещё продолжаться и продолжаться, в последующих за собственно воздухозаборником частях тракта. Но это скорее взгляды на терминологию, которую, тем не менее. в режиме вольного обмена отмечаю, если хотите.В целом, Василий, вы весьма адекватно пишете об этих вещах, аэродинамике, газодинамике, и ваши тексты не вызывают досады с точки зрения этих областей. У вас достаточно верные представления, на мой взгляд, так что пишите ещё, как говорится. Неточности всегда можно откорректировать.

    • Огромное спасибо за развернутый комментарий. Совершенно верно отметили, я, как ни прискорбно, плаваю в терминологии, ибо недостаточно хорошо разбираюсь в теме. Хотя и люблю об этом писать. Все замечания обязательно учту на будущее, еще раз спасибо.

  • Четырежды продублированная ветка сообщений это выдающийся успех советской (зачеркнуто) голой науки. Совершившей гигантский рывок в деле создания фрактальных коментов.

  • Может пора остановить процесс улучшений? Вернуть как было год назад и черт с ним пусть тормозит и отваливается. Все равно как губы движку ни накрашивай главный недостаток - коменты тормозят и теряются побороть не удалось.

    • А у меня в телефоне не открываются комментарии. Только с компьютера открыл. Что затрудняет комменты - зачастую машу на них рукой, и сомнительные места остаются без моей субъективной оценки.) Может, и ничего? Так и надо? Но это ж типа комментарии. Иногда их пишешь, теряя своё время для других дел событийного потока. Если напрасно, так это не гут...

      • Попасть в эти мелкие плюсики пальцем вообще нетривиальный квест. Мышкой и то не всегда получается. Я честно не знаю на кого рассчитан такой странный интерфейс. Даже на ПК в половине случаев вместо раскрытия плюсов в личке кидает к началу статьи. Походу его никто не тестирует перед заливкой на сайт.

        • Надеемся скоро закончить. Сейчас должно все хорошо работать, если почистить кеш.