Рубрика Наука

«Шапочка из фольги» работает

Кофеин в лошадиных дозах пока остается едва ли не единственным средством, помогающим пережить сессию. Но скоро его заменят шапочки для электрической стимуляции мозга.

В отличие от классической «шапочки из фольги», призванной защищать мозг от посторонних влияний и излучений, инструмент, который создали американские психологи из группы профессора Джоффри Вудмана (Geoffrey Woodman), наоборот, позволяет посторонним влияниям легче «отпечатываться» в нашей памяти. В самом деле, ученые продемонстрировали практическую возможность манипулировать скоростью обучения с помощью слабых электромагнитных полей, подаваемых на мозг с помощью шапочки с электродами. В зависимости от направления тока, обучение можно как стимулировать, так и, наоборот, блокировать ? представляете розыгрыши в студенческих общежитиях будущего?..

 

Ранее нейропсихологи отметили, что в медиальной префронтальной зоне коры головного мозга имеется область, ответственная за нашу реакцию на сделанные при обучении ошибки. Когда мы замечаем такую ошибку, спустя пару миллисекунд в ней появляется кратковременный электрический пик. Вудман и его команда предположили, что именно эта активность помогает нам учиться на ошибках. Ученые решили проверить, можно ли контролировать действие этого «внутреннего критика», узнать, насколько длительны создаваемые при этом эффекты и как они скажутся на процессах обучения.

 

Для стимуляции «внутреннего критика» использовалась шапочка с парой подведенных электродов для транскраниальной магнитной стимуляции мозга. Ток при этой процедуре подается исключительно слабый, делая такую процедуру совершенно безопасной ? максимум, что ощущает подопытный, это легкое покалывание, длящееся пару секунд. В экспериментах авторы оценили действие трех вариантов стимуляции: с током, движущимся в одну сторону (от электрода в районе щеки к электроду у макушки головы), в обратную, либо ? в качестве контроля ? вообще без стимуляции. В любом из трех случаев ощущения подопытных были совершенно одинаковы, и они не могли отличить различные стимуляции (или заметить их отсутствие).

 

«Шапочки знаний» в действии

©John Russell/ Vanderbilt University

 

После 20 минут такой подготовки подопытным давали задачу на обучение, включавшую несколько попыток с ошибками: нужно было найти, какие из кнопок игрового контроллера связаны с теми или иными цветами на мониторе. Некоторые усложнения, введенные в задачу, создавали дополнительные возможности для ошибок ? и для того, чтобы в префронтальной коре срабатывал «внутренний критик». При этом регистрировалась активность этой части мозга испытуемых.

 

В итоге выяснилось, что при транскраниальной стимуляции током, движущимся в одном направлении (от щеки к макушке) резкий пик активности «внутреннего критика» у 75% подопытных делался почти вдвое больше. Это отражалось и на результатах выполнения задачи: они быстрее учились на ошибках и лучше справлялись с заданием. При движении тока в другом направлении ситуация складывалась совершенно противоположным образом ? пик был меньше, снижалась результативность, увеличивалось число ошибок.

 

По словам авторов, эффективность применения такой «шапочки знаний» намного выше, чем даже у самых лучших фармакологических средств, а воздействие 20-минутной стимуляции продолжается минимум пять часов. Главное ? не перепутать направление тока.

 

Комментарии