Рубрика Наука

Сотрясение мозга предложили диагностировать устным изложением

Американские ученые разработали вербальный тест, который позволяет оценить степень когнитивных нарушений при черепно-мозговой травме с точностью 85 процентов. Результаты исследования представлены в The Journal of Applied Biobehavioral Research.

Известно, что пациенты с черепно-мозговой травмой могут испытывать трудности при семантической обработке сложной информации. Причем феномен может носить хронический характер даже при легких повреждениях. Сейчас для диагностики когнитивных нарушений в таких случаях используются тесты на абстрактное мышление, однако в ряде случаев они не обладают достаточной точностью.

 

В новой работе ученые из Центра здоровья мозга Университета Техаса в Далласе представили новую методику для выявления когнитивных нарушений. Их тест стратегии обучения (Test of Strategic Learning) включает в себя три текста разной длины (от 291 до 575 слов) и сложности. После ознакомления с каждым из них пациент должен сделать субъективный вербальный обзор прочитанного.

 

Авторы испытывали методику на 70 добровольцах, из которых 30 имели черепно-мозговую травму, в возрасте 18–55 лет. В ходе работы испытуемые выполняли четыре когнитивных теста на абстрактное мышление, а часть пациентов дополнительно получала тест стратегии обучения. Все участники обладали схожими социально-экономическим статусом, уровнями образования и интеллекта.

 

Результаты показали, что пациенты обычно справлялись с традиционными тестами (точность обнаружения составила 42,3–67,5 процента). Однако они испытывали сложности во время обзоров: так, их рассуждения указывали на недостаточное понимание конкретных или абстрактных понятий, низкую производительность мышления. Точность диагностики при этом составила 84,7 процента.

 

По словам авторов, высокие баллы по новому тесту положительно коррелировали с уровнем социальной адаптации. Эффект ученые связали с тем, что методика не предполагает вариантов ответа: в отличие от классических когнитивных тестов, новый подход позволяет оценить мышление пациента по большему числу параметров и может использоваться, например, в диагностике деменции.