В исследовании, проведенном эпидемиологом Джоэлом Шварцем (Joel Schwartz) из Гарварда, были исключены факторы, влияющие на чистоту результатов многих других исследований о смертности от экстремальных климатических условий. На самом деле очень сложно сказать, умер ли человек из-за того, что наступила экстремальная жара (или холод), или потому, что у него обострились давние «болячки» – заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Чтобы избежать подобных судьбоносных ошибок, Джоэл Шварц максимально расширил свою «сеть» и рассчитал средние температуры зимой и летом в нескольких городах Новой Англии за 2000-2008 годы, взяв также данные о смертности на этих территориях.
В итоге его группа установила, что теплые зимы никак не «компенсируют» количество смертей из-за аномальной жары летом. Мало того, резкие температурные перепады, даже в холодное время года, оказались более смертоносными, чем длительная жара или мороз. От таких перепадов в Соединенных Штатах Америки умирает большее количество людей, чем от ВИЧ-инфекции – примерно 25 тыс. человек в год.
Сегодня в планах у Шварца провести подобные исследования и на юго-востоке США, то есть в том регионе, где население более привычно к жаре, а также в европейских странах – там люди реже пользуются кондиционерами.