Карен Хорни и Микаэл Балинт отвечают на вопрос, почему некоторые люди предпочитают одиночество
Именно так рассуждают те, кто выбрал для себя «свободу», то есть вечное одиночество. Речь идет как о мужчинах, так и о женщинах. Разумеется, у таких людей, как правило, бывают отношения с противоположным полом, но все они кратковременны и заканчиваются ничем.
Часто такие люди вроде бы и хотят создать долговременные отношения и даже семью, но или у них ничего не получается или они и вовсе оставляют попытки сделать это. Иногда, конечно, человек даже сам себя убеждает в том, что такие проблемы, как «сопливые дети» или «жена со скалкой»/«муж-пьяница» ему не нужны и сознательно отказывается от серьезных отношений.
Мотивом такого решения, как правило, является желание избежать множества проблем и страданий, связанных с близкими и долговременными отношениями. Не нужно ограничивать себя в чем-либо, никто не погонит вас спать в три часа ночи, когда вы заняты увлекательной компьютерной игрой, никто слова не скажет, если вы завалились домой под утро в состоянии измененного сознания, детский плач не будет мешать спать по ночам, а любимая теща или свекровь не испортят долгожданные выходные.
Часто одинокие люди даже гордятся этим — мужчины очень любят разговоры про свободу, а женщины про свою независимость. По мнению знаменитого американского психолога, одной из ключевых фигур неофрейдизма Карен Хорни, на самом деле такая жизненная стратегия связана ни с чем иным, как так называемой базальной тревогой. Как ни парадоксально, но при этом, даже не так важно, сколько у человека было неудачных попыток, которые приводили к несчастным отношениям или к разрыву (хотя, конечно, они тоже могли наложить свой отпечаток на осознанное или не осознаваемое решение человека стать одиноким, но — вопреки мнению большинства — далеко не всегда ключевое).
Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества. Часто она бывает неосознанной или осознаваемой лишь частично. Причины этой тревоги кроются в глубоком детстве человека, в его взаимоотношениях с родителями. Это означает, что семья такого человека не удовлетворяла потребностей ребенка, прежде всего, в любви и ощущении безопасности по отношению к окружающему миру.
Если ребенок формирует ощущение того, что мир небезопасен, а он в этом мире довольно беспомощное существо, у него, по мнению Карен Хорни, формируются невротические потребности. По сути, такие потребности есть абсолютно у всех людей, но только в случае их невротического характера, человек превращает их (часть из них, или одну) удовлетворение в способ жизни. Так, избыточная потребность в независимости и самодостаточности может сказаться тем, что человек будет избегать всяческих близких и долговременных отношений (в том числе, семейных), которые предполагают взятие на себя каких-либо обязательств.
Похожего мнения придерживаются и многие другие видные психологи и психоаналитики, например, известный венгро-австрийский психотерапевт Микаэл Балинт, который выделял так называемую филобатическую и окнофилическую картину мира у разных людей. В основе той и другой лежит то, что он назвал базисным дефектом (если говорить упрощенно, это нечто вроде того, о чем говорит и Карен Хорни — нехватка любви в детстве, неправильное удовлетворение потребностей ребенка. На это могут повлиять даже такие, казалось бы, ерундовые вещи, как кормление по часам, слишком резкая отмена грудного вскармливания, слишком продолжительное — более 6 месяцев — или слишком непродолжительное кормление грудью и т. д.)
По определению Балинта, базисный дефект возникает как следствие расхождения между необходимым ребенку количеством любви, тепла и заботы и тем количеством, которое мать реально могла ему дать). Базисный дефект, по мнению Балинта, причина всех патологий, при этом он есть у каждого, так как ни у кого из нас детство не было безоблачным. Разница лишь в степени преобладания этого дефекта. Базисный дефект причина того, что у одних людей картина мира становится окнофилической — то есть это те люди, которые буквально липнут к другим, стремятся к ним, как к ощущению безопасности и любви, а у других — филобатической, где человек «любит» лишь ту часть мира, в которой нет других людей. Людей он неосознанно опасается как тех, кто может причинить зло, неудобство, проблемы (не покормить, не долюбить, бросить, как когда-то мать) и т. д.
И у того, и другого может быть совершенно одинаковая «степень» базисного дефекта, а вот последствия могут оказаться совершенно противоположными — один будет навязчиво стремиться к отношениям, прощая все и хватаясь за последнюю ниточку, лишь бы не разорвать их. А другой — будет столь же навязчиво (как правило, под самыми разными предлогами, прежде всего, для себя самого) этих отношений избегать. Стоит ли говорить, что все это происходит почти неосознанно и для того, чтобы что-то изменить — понадобятся годы психотерапии.
В следующий раз мы расскажем о других невротических потребностях человека.