Рубрика Психология

Люди не смогли отличить реальные фото от фейков в 40% случаев

Психологический эксперимент показал: даже те, кто способен распознать фотомонтаж, не всегда могут указать на конкретные изменения в фотографии.

Технологии редактирования и монтажа фотографий сегодня доступны каждому. Существует множество вариантов доступного программного обеспечения, позволяющего монтировать изображения. Психологи из Уорикского университета выяснили, что создать фейковую фотографию гораздо проще, чем отличить ее от оригинала.

 

Ученые взяли десять фотографий, найденных поисковым сервисом Google Images, и изменили шесть из них. Для каждой из шести фотографий создали по пять фейковых вариантов. Часть изменений была правдоподобной: например, стандартная обработка, «подсвечивающая» лицо модели для придания ему рельефа. Другие изменения были более заметны: у объектов на фото убирали тени, меняли пропорции, добавляли к изображению новые объекты. Всего в эксперименте использовали 40 изображений — 10 реальных и 30 измененных.

 

Слева оригинал, справа подделка, Cognitive Research: Principles and Implications

 

В первом этапе эксперимента приняли участие 707 человек. Им демонстрировали пять фейков и пять оригиналов, ни одно изображение не повторялось. После показа каждой фотографии участникам задавали вопрос, была ли она отредактирована. Участникам удавалось определить подделку только в 60% случаев — это ненамного превышает вероятность угадать случайно. При этом даже те, кто вычислил фейк, лишь в 45% случаев могли указать, что конкретно меняли на фото. Остальные видели, что в изображении «что-то не так», но определить изменения не смогли.

 

Во втором этапе эксперимента 659 участникам предложили отыскать изменения на фотографиях без предварительного этапа. Способность определить подделку осталась примерно такой же: монтаж вычислили в 65% процентах случаев. Однако с поиском участники справились гораздо лучше. Психологи пришли к выводу, что с более конкретной задачей поиска изменений люди справляются лучше, чем с более абстрактной — указать, редактировали ли фотографию в принципе.

 

Эти особенности восприятия важны в тех сферах, где фотографии используются в качестве доказательств: например, в судебных процессах, где решение выносят присяжные.

 

Исследование опубликовано в журнале Cognitive Research: Principles and Implications.

 

Ранее кембриджским ученым удалось выработать у участников эксперимента «иммунитет» к фейковым новостям.