Рубрика Психология

Иллюзия веса-размера оказалась контекстно-зависимой

Группа ученых из Канады и США обнаружила, что восприятие веса связано с контекстом, а сознательному формированию воспоминаний препятствуют отвлекающие факторы.

Важным условием эффективности манипуляций с материальными объектами выступает способность человека предсказывать их скрытые физические параметры, например вес. Известно, что в оценке веса участвуют два вида памяти: ассоциативная и сенсомоторная. Восприятие веса незнакомого объекта задействует ассоциативную память, которая опирается на сравнение с предыдущим опытом и является в большей мере сознательной, тогда как сенсомоторная память позволяет бессознательно адаптировать представление к новым переменным, в том числе размерам. Согласно прошлым работам, в среднем такая адаптация происходит в течение 5–40 взаимодействий, однако ее механизм изучен недостаточно. Кроме того, неясно, влияют ли на оценку веса состояние человека и контекст.

 

Классическим примером ошибочного восприятия массы является иллюзия веса-размера, которая заключается в том, что небольшой предмет, при сравнении с более крупным, как правило, кажется тяжелее, чем есть. Считается, что это связано с сопоставлением предполагаемого веса с большим и, как следствие, массивным объектом. Чтобы проверить, как иллюзия веса-размера связана с контекстом, специалисты из Университета Куинс и Мичиганского технологического университета провели серию экспериментов с 49 добровольцами в возрасте 18–33 лет. В качестве стимульного материала использовались четыре пластиковых цилиндра: крупный (82 миллиметра в высоту и 82 миллиметра в диаметре), но легкий (190 граммов), небольшой (51 миллиметр в высоту и 51 миллиметр в диаметре), но тяжелый (750 граммов), и два цилиндра аналогичных размеров массой 455 граммов.

 

Дизайн эксперимента / ©Kevin M. Trewartha et al., Cognition, 2017

 

На первом этапе участники оценивали вес двух первых цилиндров, поочередно поднимая их пальцами (при этом также указывалось субъективное усилие) или помещая на ладони. Затем авторы повторили эксперимент с инвертированными цилиндрами: несмотря на разные размеры, их масса оставалась идентичной. После этого в методику были внесены дополнительные стимулы. Удерживая цилиндры, одна группа добровольцев должна была одновременно решать простые арифметические задачи, в частности вслух вычитать семь из каждого числа, называемого исследователями (от 12 до 99). Результаты обоих измерений сопоставлялись с объективной массой предметов, временем реакции и точностью ответов.

 

Анализ показал, что способ манипуляции с цилиндрами незначительно коррелировал с представлением о весе. В то же время оценка параметра значительно улучшалась после пяти сессий для активного подъема, но раньше — в ходе третьей или пятой сессии — для пассивного удержания. При этом необходимость параллельно выполнять стороннюю задачу слабо влияла на показатель. Таким образом, авторы пришли к выводу, что оценка веса экспериментальных цилиндров ослаблялась благодаря аналогичному опыту с цилиндрами разной массы. Вместе с тем арифметические задачи, требующие сознательного контроля, замедляли обучение. По мнению авторов, полученные данные проясняют механизм взаимодействия ассоциативной и сенсомоторной памяти. Несмотря на то, что сопутствующие факторы незначительно препятствуют формированию устойчивых воспоминаний, они могут мешать человеку при попытке сознательно зафиксировать определенные события.

 

Подробности работы представлены в журнале Cognition.