Как связано детское мышление и наука, вернее, сопротивление ее выводам? Об этом рассказывает Александр Марков
Глубинным психологам на самом деле давно известно, что вопросы «знания», как рациональной категории, действительно, играют малую роль в любой сфере нашей жизни. В психологии есть даже специальный термин, который характеризует внутреннее нерациональное неприятие чего-либо полезного для человека — сопротивление. В том числе, и сопротивление науке связано явно не столько с отсутствием банальной просвещенности и грамотности, сколько с тем, что человек и не хочет эти знания приобретать. Ему удобнее и комфортнее верить в бога, душу, нематериальный мир и пр., потому что это гораздо проще и безопаснее с психологической точки зрения («если бога нет, кто защитит меня и моих близких», «кто накажет человека, меня обидевшего», «зачем я живу», «на кого мне надеется», и «если я умру — я не попаду ни в какой рай, а меня просто не будет существовать», «я не буду вознагражден за свои страдания», «если нет бога, то нет и никаких моральных норм, значит я буду делать все, что захочу» и т. д. — многие люди, увы, просто неспособны ответить себе на эти вопросы с точки зрения суровой реальности).
Не так давно похожие выводы были подтверждены и экспериментально. Об этом рассказывает в своей книге «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы» известный биолог и популяризатор науки Александр Марков: «По мнению американских исследователей, одной из важных причин массового неприятия научных знаний и распространения суеверий в обществе является несоответствие многих выводов современной науки врожденным свойствам и наклонностям человеческой психики и устоявшимся стереотипам общественного сознания. В результате развивается феномен, получивший название «сопротивление науке»».
Но за последние годы на эту тему проводилось не одно исследование, а много. Они показали, что некоторые аспекты «сопротивления науке», видимо, присущи всем народам и культурам, и причина их кроется в особенностях детской психики.
На самом деле — и глубинным психологам это тоже известно — любой младенец вовсе не рождается на этот свет, полностью лишенный какого-либо знания об этом мире. Он прекрасно знает, например, что предметы обладают плотностью, устойчивостью во времени (у него вообще есть понятие времени, хоть и немного свое), они понимают, что поступки и действия людей имеют какую-то цель, что эмоции людей — это их реакция на то или иное событие и пр.
Без этих «знаний» дети не могли бы обучаться, но они же мешают детям (а потом и многим взрослым, не утратившим детское мышление) воспринимать «скучные» и «непонятные» научные доводы. Так, детское представление о том, что все предметы падают без поддержки, до определенного возраста (8-9 лет) мешает детям полностью принять тот факт, что Земля круглая.
Массовое «неверие» в эволюцию, как у детей, так и у сохранивших определенные черты незрелого мышления, взрослых, связано с тем, что ребенок склонен видеть в окружающей действительности какой-то «смысл», чью-то целенаправленную деятельность (и сама психика ребенка является крайней эгоцентричной — себя он считает причиной многих вещей, себя он считает центром мира; это не значит, что он об этом говорит — дети действуют неосознанно и не понимают причин своих поступков — он думает, что если «папа/мама пьет, то это я в этом виноват», что «мама создана только для него, и все сделает для него», он не задумывается, что другой человек (мама) может устать, заболеть, быть в плохом настроении. Все это связано с нормальным, природным эгоизмом и эгоцентризмом маленького ребенка, устранять который нужно в обязательном порядке, но делать это необходимо постепенно, без излишней жесткости, делая скидку на возрастные особенности маленьких детей. Помимо того, у детей также есть врожденная, биологическая склонность к тотальному превосходству: «Я — самый лучший», отчасти это вызвано компенсацией за детскую беспомощность, «маленькость» и пр. Поэтому многим взрослым так сложно принять тот факт, что все мы — вовсе не божье творение, а произошли от обезъян, а если говорить строго научно — о, ужас — и являемся обезьянами, — NS).
«Например, специальное исследование показало твердую убежденность четырехлетних детей в том, что все на свете существует «для чего-то» (львы — чтобы смотреть на них в зоопарке, тучи — чтобы шел дождик), — пишет Марков. — Специальные исследования также подтвердили склонность детей к креационистскому объяснению происхождения объектов окружающего мира (все вокруг кем-то сделано с определенной целью)». Те же самые черты можно видеть и у взрослых: «У жизни человека есть какой-то смысл», «Мои страдания посланы мне богом», «Бог посылает нам ровно столько, сколько мы можем выдержать», «Судьбу не обманешь», «То или иное событие предначертано», «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» (многие события в жизни, действительно, кажутся «предначертанными»; мало кто знает, что связано это вовсе не со злодейкой-судьбой или «божьей карой», а с определенными «жизненными сценариями», с бессознательными детскими травмами, которые неосознанно «заставляют» нас попадать в одни и те же или в целом похожие ситуации — NS).
Еще одно свойство детского мышления — дуализм. Это идея о том, что между материальным и духовным есть принципиальная разница (телом и душой, мозгом и сознанием). Все эти качества остаются и у многих взрослых, порождая причудливые социальные дискуссии: можно ли проводить эксперименты над животными, или эмбрионами человека и стволовыми клетками, ведь у них может быть «душа». Адвокаты всерьез поднимают тему того, можно ли винить преступников в их преступлениях, ведь все они определяются и зависят от работы мозга. Получается, что человек не виноват, это «его мозг заставил его так поступать»…
Что-то зависит и от культурных традиций, например, в США наблюдается гораздо большее неприятие теории эволюции, чем в других странах. Кстати, в России с «сопротивлением науки» дело обстоит вовсе не хуже, чем в других странах, а, порой, даже и лучше.
Дети, как и большинство взрослых, также склонны почти некритично относиться к чему-то, сказанному авторитетным источником и человеком, который произносит нечто директивно, уверенно. «Мямли-ученые с их вечными сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение…» — никакого доверия у детей (читай и многих взрослых — NS) не вызывают», — пишет Александр Марков.
Когда научные идеи не находят поддержки в обществе (а это и понятно, ведь это самое общество уже сформировано такими же людьми, которые вынесли свое детское восприятие во взрослую жизнь, и у которых тоже не было поддержки со стороны общества в плане принятия научных идей) склонность к инфантильному мышлению у взрослых людей только подкрепляется. «В таком обществе оно (сопротивление науке — NS) становится особенно сильным, если существует ненаучная альтернатива этим идеям (научным идеям — NS), не противоречащая «элементарному здравому смыслу» и опирающаяся на солидные, уважаемые и очень уверенные в себе «источники». В США именно так обстоит дело с эволюционнной биологией и нейробиологией: выводы этих наук противоречат и детской интуиции, и высказываниям многих солидных политиков и религиозных деятелей. Что уж говорить о ситуации в России. Утешает лишь, что креационисты, фоменковцы и прочие астрологи, конечно, ни в чем не виноваты. Просто «мозг заставляет их так думать»».
Подробнее узнать о детском и незрелом мышлении и его свойствах вы можете, прочитав статьи «Зачем людям бог?» и «Жизнь “без сознания”».
Комментарии
Если посмотреть на известных исторических личностей, то они как раз и строили мир вокруг себя, или своих идей: Иван Грозный, Сталин, Ленин, Королев, бизнесмены... "Я -пуп земли" в детстве перешли в умение выстраивать связи и бизнес процессы. Но законы физики знать надо.
Комментарий удален пользователем или модератором...
Вертикаль власти нужна при любой власти. А вот президенты при этой вертикали могут быть разные. Пример - Горбачев и Путин. У каждого свой взгляд на себя и страну. В первом случае - я(страна) - объект, во втором - субъект. Какие у них знания по научным дисциплинам? Не знаю. Я думаю, что рефлексирующие мямли-ученые в управлении страной (предприятием) не пригодятся. А вот в создании передовой техники (оружия, машин) и софта - без них не обойтись.
А разве происходение человека от обезьяны факт? Это ж, вроде, тоже теория...
Только эта "вроде, тоже теория" подтверждена материально.
Это прекрасно! но пока это ещё теория, а не закон
Теория, закон и факт в науке одно и тоже.
Вообще-то нет.
Вообще то да. Теория - доказанное практикой предположение. Факт - доказанное предположение.
Бочаровательно! Вот только фактам наплевать на всякие предположения. Они, факты, очень упрямые сволочи.
Очаравательно! Но большинство фактов тоже были предположениями. И такие факты в науке зовутся - теория.
Не угадали.
Факт (лат. factum букв. «сде́ланное») — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
Поскольку не гадал. "Доказанное" - синоним "истина", а значит и "факт".
На самом деле это давно уже не теория, но неудобный для некоторых факт.
Андрей Андреев, что такое "теория" в науке (не "домыслы" или "мнение" как в разговорах на кухне) https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория
Видео
"Почему теория эволюции – это теория, а не гипотеза?" Дробышевский 12.08.2019 https://youtu.be/Dvk9J5GcPIw
"evo-devo: развитие теории Дарвина. Елена Сударикова" 25.07.2020 https://youtu.be/kWcqtYMcMJ8 дополнит статья "Эволюция белков сдерживается низкой проходимостью ландшафта приспособленности" Марков 09.02.2015 https://elementy.ru/novosti_nauki/432406/Evolyutsiya_belkov_sderzhivaetsya_nizkoy_prokhodimostyu_landshafta_prisposoblennosti
Ниже плохо упорядоченная подборка... В своё время Эйзенштейн из-за несовершенств последовательного текста хотел написать шарообразную книгу (Wiki или иной гипертекст).
"Человек глазами антрополога" паблик-ток с Судариковой, Головиной и Митряковым 24.09.2021 ИЦАЭ https://www.youtube.com/live/IZfdJpFLB-Y
"Зимов С. А. - Роль России в глобальном климате" 19.07.2021 СФНЦА РАН https://youtu.be/klcBQqiglFA
"Феромоны" химик Белков 01.09.2016 https://youtu.be/HB0jbp52tcw
"Правильная еда для умных людей" про вред "эко-", "био-", "без ГМО" https://youtu.be/7dDR-TVrxKI
Особо полезен доклад "Происхождение и эволюция человека" из подборки "Важнейшие проблемы эволюционной теории" https://web.archive.org/web/20200218125313/http://old.evolbiol.ru/reviews.htm похоже не оплатили домен evolbiol.ru так что через web.archive.org
"Все смертные грехи научно-популярной литературы в двух томах" https://elementy.ru/bookclub/review_users/5286891 самая содержательныя часть – https://web.archive.org/web/20160505184515/http://freeresearcher.net:80/?p=7384
Рецензия научного редактора книги "Эволюция триумф идеи" Циммер (дополнит его же "Она смеется как мать") – «К собственному ужасу, устроил научную революцию» 03.02.2012 Наймарк https://elementy.ru/bookclub/review/5273092/K_sobstvennomu_uzhasu_ustroil_nauchnuyu_revolyutsiyu
"5 книг об эволюционной биологии" Марков 22.11.2013 https://postnauka.org/books/20222
Комментарий удален пользователем или модератором...
У вас таблетки закончились? Вы несете несвязную дичь. Кстати, началось все действительно не с белков, а с коацерватов и РНК. А уже потом белки. Нет, не может быть. У природы нет цели, она не сознательная сущность и не сущность вовсе.
Не совсем так)
Пациент замещает свой интеллектуальный вакуум цитатами из классиков.
Но в силу умственной ущербности как правило невпопад...)
Комментарий удален пользователем или модератором...
Спасибо, дружок!)
Ты в очередной раз подтвердил свой умственный уровень)
Ноль аргументов по существу и жалкие потуги перехода на личности.
Продолжай в том же духе!
Лучше, чем ты, дискредитировать российских "борцунов" немногие могут...)Ты соревнуешься на этом сайте разве что с дегенератом дондой...
Пара ссылок из книги "Эволюция Неопровержимые доказательства" Джерри Койн (2009 перевод 2017):
1) Who won the Intelligent Design debate? https://harvardpress.typepad.com/off_the_page/2007/05/who_won_the_int.html
2) Стивен Пинкер "Have Humans Stopped Evolving?" https://www.edge.org/response-detail/10924
3) результаты опросов https://news.gallup.com/Search/Default.aspx?q=Evolution%2C+Creationism%2C+and+Intelligent+Design
Крайне полезно прочесть:
из Библии "Книга Иова". Главная идея – Иов 28:28.
Фрагмент из книги "Здоровье по Дарвину: почему медицина развивается, а мы болеем все чаще" Тейлор https://science.theoryandpractice.ru/posts/14123-jeremy-taylor
Речи "Бессмертие..." (1916) и "Роль внушения..." (1897) Бехтерев,
Книги
"Защита от темных искусств" Панчин, "Внушение. Знание. Вера" Линецкий (1988), "Объясняя религию" Буайе.
Видео про разум
"Я и другие" (1971, СССР) https://youtu.be/_LYe58b-3HM
"Джеймс Флинн: Почему наш IQ уровень выше, чем у наших бабушек и дедушек?" TED 2013 https://youtu.be/9vpqilhW9uI
"Наука учиться" Ольга Сварник 2023 https://youtu.be/IlkSmWGSe0E
Почти продолжение статьи Бехтерева "Философские воззрения на природу душевной деятельности" – видео: «А. В. Кузнецов "Искры свободы и нейронаука"» 2023 по его статье "Химера натурализма и свобода воли" (от проблемы использования разных значений понятий до подтасовок Сапольски) https://youtu.be/gmMTJ0xPcAQ "Сапольски, Най, Деннет, Пинкер и др. о свободе воли [Big Think]" Vert Dider 2021 https://youtu.be/HnnJVd9PbkI они понимают под свободой воли разные вещи. Дополнит статья "Мир без свободной воли" Вос и Шариф 2014 sci-ru.
"Темпераменты. Дубынин. 100 часов школьной биологии" https://youtu.be/Cc-V2ZEyURY или тут https://teach-in.ru/lecture/2021-07-23-Dubynin-2
"Антропология Дробышевский teach-in" недавно опубликованный курс лекций МГУ https://teach-in.ru/course/anthropology-drobyshevsky/about есть и на youtube https://youtube.com/playlist?list=PLcsjsqLLSfNBt_nIJnBEaMuZa6xHpDz5Y
Шире https://naked-science.ru/article/psy/chto-obshchego-mezhdu-temi-kto?comment=107942
Статьи по ссылкам в:
"Нейробиологи разобрались в механизме позитивного действия омега-3 при депрессии" 18.06.2021 https://nplus1.ru/news/2021/06/18/omega-3-depression
"Спорт улучшает мозг гормонально" Стасевич 28.08.2021 (BDNF, галанин и т.д.) https://nkj.ru/news/41990
"Ученые нашли основную причину старения мышц человека" 27.02.2018 https://naked-science.ru/article/sci/uchenye-nashli-osnovnuyu-prichinu
"Ученые узнали, почему с возрастом мышцы слабеют" Новиковская 19.12.2022 (церамиды) https://naked-science.ru/article/biology/aging-and-ceramides
О близком родстве всех людей
статья "В полиморфизме наша сила" Дробышевский про расы https://naked-science.ru/article/interview/antropolog-drobyshevskiy-v
видео "Когда человечеству угрожало вымирание? Бутылочное горлышко. Елена Сударикова" 10.08.2022 Дарвиновский музей https://youtu.be/UBMyx4MhTWI
Похоже, что человечество 75 тысяч лет назад (возможно, вулкан Тоба) как и миллион (перед сокращением до 1280 имевших потомство) составляло около 20000 особей, а не 98130 (потому что предки были высшими хищниками вроде волков, а до того доедали кости и мозги их жертв) как указано в статье "Около 930 тысяч лет назад количество размножающихся людей сократилось до 1280 человек" Подрезов https://nplus1.ru/news/2023/09/01/human-bottleneck на основе "Genomic inference of a severe human bottleneck during the Early to Middle Pleistocene transition" Wangjie Hu et al. 31.08.2023 https://www.science.org/doi/10.1126/science.abq7487
Частично относится и к расам:
"Молекулярная эволюция мозга — от обезьяны до человека" Тендюк 29.11.2019 https://biomolecula.ru/articles/molekuliarnaia-evoliutsiia-mozga-ot-obeziany-do-cheloveka
"Гены человека и шимпанзе работают по-разному" 22.03.2021 Стасевич (это нужно для лечения) https://nkj.ru/news/41021