Рубрика Психология

40% без внимания

Почти половина ? четверо из десяти ? детей не получают достаточно родительского внимания. Во взрослом возрасте из-за этого их могут ждать серьезные проблемы.  

Психологи из США и Великобритании провели долговременное исследование, охватившее около 14 тыс. американских детей, и обнаружили, что те из них, кто к трем годам не сформировал надежную привязанность хотя бы к одному из родителей, в будущем наверняка будут слишком беспокойны, агрессивны, недоверчивы и дерзки к окружающим. Надежная привязанность (secure attachments) должна образоваться на самых ранних этапах заботы о малыше ? в такие моменты, когда он, чем-то расстроенный, кричит и просит помощи от взрослых, или просто нуждается в поддержке и одобрении ? что играет огромную роль в дальнейшем взрослении его характера.

 

«Когда родители настроены на внимание к потребностям ребенка… ребенок постепенно начинает осознавать собственные потребности и свое поведение, и приучается их контролировать, ? говорит одна из авторов исследования Софи Мулин (Sophie Moullin). ? Надежная привязанность к матери и отцу обеспечивает им опору, с которой они могут двигаться дальше».

 

Исследование Early Childhood Longitudinal Study, на которое ссылаются авторы работы, охватило около 14 тыс. американских детишек, родившихся в 2001 году. Результаты длительных наблюдений за ними показали, что у 60% детей надежная привязанность формируется нормально и поддерживает дальнейшее социальное и эмоциональное развитие. Такие дети более устойчивы к стрессам и реже переживают депрессии, демонстрируют нормальное развитие когнитивной сферы.

 

Оставшиеся 40%, как правило, гораздо несчастнее: отсутствие привязанности создает проблемы, видимо, на всю жизнь. У таких детей в разы чаще возникают сложности с социальной адаптацией и общением со сверстниками. Их легко узнать: когда у такого ребенка возникают проблемы ? он не идет за помощью к родителям или другим взрослым, не ожидая от них никакой поддержки. 15% из них вообще предпочитают не общаться ни с матерью, ни отцом. Они реже продолжают образование после школы и, как результат, в среднем составляют более бедные слои общества.