С точки зрения науки

«Зеркальная линия»: насколько реален город-антиутопия длиной в 170 километров?

Саудовский принц одобрил строительство гигантского «лежачего небоскреба», который должен стать крупнейшим зданием в истории. Причем еще и самым экологичным в мире. Пресса и соцсети полны возмущенных оценок: «это антиутопия!», «проект сырой!» и тому подобным. Однако чисто технически это не так: «Зеркальную линию» на пять миллионов жителей вполне можно построить. И такое здание в самом деле будет энергоэффективным (и формально безуглеродным). Но у проекта есть другие слабые места, лежащие скорее в сфере науки, нежели техники. Naked Science попробовал разобраться в деталях.

Гонка самых больших зданий

Арабский мир — как и весь Ближний Восток — не вчера начал поднимать престиж своих правителей самыми большими или самыми причудливыми стройками. Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды и даже Вавилонская башня (впрочем, всего 91 метр высотой) — список довольно внушительный. Классическое объяснение таким мегапроектам что в древности, что сейчас одинаково: они выражают силу правителя, впечатляют его современников и создают сильное культурное влияние, длящееся веками и тысячелетиями.

Помимо этих привычных мотивов, у саудовского принца Мухаммеда бин Салмана есть новые, остро модные — углеродная нейтральность. Не секрет, что Саудовская Аравия имеет большие проблемы с энергоэффективностью. Но дело не только в том, что большой «углеродный след» — это немодно. 

Западный мир активно обсуждает, что товары из таких «углеродных» стран надо бы при ввозе облагать большим налогом. Заставить «неуглеродонейтральные» народы платить за неправедную жизнь. В принципе, ничего нового: репрессии против мусульман и евреев в Испании времен Торквемады уже включали в себя отчуждение прибавочной стоимости в обмен на несоответствие тогдашним моральным стандартам западного мира. Так что речь идет о вполне реальной перспективе.

Саудовская структура энергогенерации просто мегаархична. Это было оправдано в эпоху, когда отходы нефтепереработки было проще сжечь, чем выбросить. Но мы давно живем во время, когда даже отходы НПЗ можно использовать с прибылью / © NEOM

Но есть и еще одна: Королевство Саудовская Аравия тратит 85 тысяч киловатт-часов энергии всех видов на душу населения, что близко к мировому рекорду. Это в четыре раза выше среднемирового и на десятки процентов больше, чем в США и тем более России. Причем более 60% саудовского потребления — архидорогая сегодня нефть. Газ дает менее 30%, полного замещения им нефти нет и близко.

От нефти в балансе хорошо бы избавиться, потому что, отправив ее на экспорт, можно заработать куда больше, чем получают саудовцы сейчас, сжигая ее на ТЭС. Вообще, нефтяные ТЭС в наши дни — привычка очень богатых людей, поскольку такая энергия крайне дорога. А благодаря непредсказуемым действиям ЕС теперь вдобавок неясно: есть ли смысл переходить на газ? Да, до 2020-х он давал электричество в разы дешевле. Но теперь вне России и США газ стоит столько, что выгода не так велика. 

Саудовский принц хочет заработать. Для этого его стране объективно надо переходить на какие-то энергетические решения, не опирающиеся на нефть и не зависящие от настолько непредсказуемого игрока, как западные правители.

И тут у проекта «Неом» и входящего в него здания-города «Зеркальная линия», в общем-то, все хорошо.

Энергоэффективная утопия

На первый взгляд, выбор высокого здания для экономии энергии выглядит… странновато. Ученые давно выяснили, что здания в 20 этажей и выше потребляют много больше электричества и газа на квадратный метр, чем те, что ниже шести этажей (здравствуй, Москва).

Но тут нужно учитывать нюансы. Чем дальше от поверхности земли, тем ниже температура воздуха и выше скорость ветра — то есть тем больше надо нагревать здание. Саудовская Аравия, даже ее север, — довольно теплая часть Земли. Там здания нагревать надо не очень часто, а вот более низкая температура и ветер снаружи — явный плюс.

© NEOM

Основная часть затрат на охлаждение и отопление зданий в Саудовской Аравии зависит от способности получать либо отдавать (зимой там бывает относительно прохладно) тепло через стены.

Мегаздание «Зеркальная линия» имеет ширину 200 метров, высоту 500 и длину 170 тысяч метров. Получается, тепло через боковые стены не придет (они слишком далеко) — то есть затраты на кондиционирование сразу становятся намного меньше, чем в типичных небоскребах в такой местности.

Более серьезный солнечный нагрев от высотности (и большие окна) могли бы испортить все дело, но здание не просто так получило свое название: внешние стены будут иметь отражающий почти все видимое излучение слой.

Примерно треть своей энергии человечество тратит на перемещения — или транспорт. Город «Зеркальная линия» на берегу Красного моря продуман как раз так, чтобы свести к минимуму подобные траты. До воды рукой подать: между тем именно водный транспорт самый экономичный, он требует всего грамм топлива на перевозку тонны груза на километр.

Внутри «Зеркальной линии» все перевозится по железной дороге. И тут выбор самый эффективный из всех возможных: на суше именно она тратит меньше всего энергии, около 10 граммов топлива на тонно-километр груза. Это логично, потому что трение колес о рельсы минимально: и те, и те — гладкие. Пассажиров будут возить сверхбыстрые поезда — со скоростью в 512 километров в час. Линии железных дорог пройдут под землей, то есть фактически речь идет и о крупнейшем метро в истории.

Обложка The Economist, посвященная саудовскому принцу, наглядно показывает: каким бы ни было новое здание, претензии к нему на Западе вызваны вовсе не особенностями его технических и архитектурных решений / ©The Economist

А вот с автомобилями, с их сотней граммов на тонно-километр, в идеальном городе покончили: они не предусмотрены проектом (по крайней мере, для использования внутри города). И грузы, и пассажиры перемещают только железнодорожные линии — ну и, конечно, лифты.

Без них никуда: город шириной всего в 200 метров, но высотой в полкилометра. То есть это серьезный небоскреб — почти Останкинская башня, — а не просто самое длинное здание мира. В то же время это высота уже вполне освоена строителями технологически: подобное здание можно выстроить какой угодно длины и ширины.

Конечно, западные зеленые сразу заявили, что такое здание перекроет пути мигрирующих птиц, но, откровенно говоря, они поспешили. Во-первых, не так много видов перелетных птиц летают ниже полукилометра и не умеют подниматься выше, чтобы облетать препятствия. Собственно, оно неудивительно: в той самой части Саудовской Аравии, где планируют строить здание, лежит горная гряда, включающая высочайшие горы этой страны, до 2,4 километра. Если бы птицы не умели перелетать всего лишь полукилометровые препятствия, они бы давным-давно перестали посещать эти места.

Вид на мегаздание со стороны / © NEOM

Неприятные ощущения западных СМИ и зеленых порождены не какими-то объективными недостатками проекта, а в основном личностью самого Мухаммеда бин Салмана. Принц мало того, что отдал приказ убить в другой стране журналиста Джамаля Хашукджи, нелицеприятно писавшего о Саудовской Аравии: он осмелился напоминать США, которые последние месяцы упрашивают саудитов добывать больше нефти, что они не та страна, которая могла бы кому-то читать мораль.

Исходящие от такого человека инициативы на Западе практически в любом случае воспримут в штыки. С таким же успехом вы могли бы ждать панегириков Гитлеру за то, что он первым из правителей западного мира, опираясь на передовые научные достижения своей эпохи, начал и эффективно вел борьбу с курением (а это так и есть).

Что говорит более ранний опыт проектирования гигантских зданий

В СССР в XX веке жил талантливый архитектор Николай Никитин. В 1930-е он проектировал башню мегаветряка в Крыму, а позднее — Останкинскую телебашню в 540 метров высотой. Под впечатлением от таких проектов японская компания заказала его архитектурному бюро в 1966 году проект самого высокого небоскреба в мире — четырехкилометровой башни Никитина

Проект был во всех смыслах проработан, обеспечивая устойчивость мегаздания даже в условиях сейсмичности Японии. Системы вентиляции и все остальное вполне позволяли эксплуатировать небоскреб как жилое здание с населением в полмиллиона человек.

Тут и начались трудности. Японская сторона думала, что это будет некая «тростиночка» типа Останкинской телебашни, отчего не придется ломать голову, как набрать для нее население. Тут — развлекательный комплекс, здесь — условный ресторан «На высоте». И готово, наполнение найдено.

Примерно так башня Никитина вписалась бы в облик этого японского города, если бы ее все-таки решили построить / © Wikimedia Commons

Но, как показали расчеты Никитина, устойчивое здание такой высоты в японских условиях (впрочем, не только там) должно иметь диаметр основания в 0,8 километра. Проще говоря, иметь огромный внутренний объем. Найти полмиллиона желающих жить на таких высотах — непростая задача. Японский заказчик сначала захотел «урезать осетра» до километра в высоту, а потом до 0,55 километра в высоту — но это делало проект уже повторением пройденного, типа аналогичной по высотности Останкинской башни.

Почему трудно найти людей, готовых жить в мегазданиях

Мы редко над этим задумываемся, но условия, в которых живет современный цивилизованный человек, для него довольно неестественны. Например, минимальная смертность у людей наступает, когда они занимаются спортом от 150 (а то и 300) минут в неделю. 

Сорок тысяч лет назад это было элементарно: как и бушмены XX века, наши предки в плюс 42 охотились на африканских антилоп, загоняя их насмерть. Через несколько десятков километров животное не могло бежать, после чего человек подходил к нему и убивал копьем. Вот и «спортивная норма», нехватка которой так сокращает жизнь современного человека.

Предполагаемый вид мегаздания с большой высоты / ©NEOM

Излишне говорить, что сегодня нужные нагрузки не получает почти никто. Если вы скажете врачу, что планируете долгий забег при как минимум плюс 30 градусах, он, скорее всего, начнет нервничать (автор проверял). Из-за всего этого наши кости менее прочны, менее плотны, а мышечный рельеф скелета на фоне предков выглядит, мягко говоря, невпечатляюще. Женщина из палеолита в этом смысле смотрится лучше современных мужчин.

Примерно так же обстоит дело с другими сторонами нашей жизни: мы не адаптированы к тому, как живем. Да, нас заселили в цивилизацию, но из нас забыли выселить беспокойного саванно-джунглевого охотника-собирателя.

Исследователи более полувека назад установили: высотные здания плохо воздействуют на психическое равновесие человека.  Соответствующая статья в рецензируемом научном журнале так и заключает:

«Мы не должны слепо строить эти вертикальные гробы, несущие преждевременную смерть нашей цивилизации».

Важно отметить, что это исследование провели еще до того, как мода на жизнь в высотках на Западе прошла, когда там еще не было повышенной концентрации более бедных и менее благополучных слоев населения. (Впрочем, в более поздних работах выводы не лучше).

Но и сама эта концентрация интересна. Обратим внимание: как только людям предоставляется возможность свободного выбора, где покупать недвижимость — в высотных домах или малоэтажных пригородах, — тут же оказывается, что первый выбор делают в основном бедные, а второй — в основном обеспеченные. Человек не тяготеет к жизни в высотных зданиях и в большинстве случаев даже не отдает себе отчет почему.

Видеть из окна небоскреб или работать в одном из них — согласно опросам, позитив для большинства лондонцев (видимо, такие здания ассоциируются с престижем). Но вот жить там они почему-то не особо хотят / © Wikimedia Commons

До 1950-х массовое загородное жилье в Северной Америке не доминировало — для него не было нормального регулирования, а качество работы множества мелких застройщиков хромало (как в России сегодня). Но как только североамериканские государства внедрили жесткие нормы госрегулирования, население буквально хлынуло за город. В Европе, правда, это доступно в основном лишь наиболее обеспеченным — в том числе из-за зарегулированности выдачи участков вне города. Несмотря на это, жить в высотных зданиях, согласно опросам, не хотят и там.

Общая картина вполне ясна: со времен Древнего Рима в высотных зданиях в норме живут те, кто просто не может позволить себе малоэтажное. Именно поэтому найти пять миллионов жителей для «Зеркальной линии» будет очень сложно. Даже невзирая на ее очевидную «зеленость».

Экономический аспект

При всем понимании желания саудовских принцев сэкономить, срезав потребление нефти, этот аспект «зеркального» мегаздания вызывает большие сомнения. Допустим даже, что зеркальный слой внешнего ограждения снимет проблемы кондиционирования. Все равно остается вопрос: с чего разработчики проекта вообще решили, что смогут обеспечить его «на сто процентов возобновляемой энергией»?

Как уже писал Naked Science, наука на сегодня не показывает возможности организации крупных энергосистем на солнечной и ветровой энергии нигде в мире. Точнее, показывает, но только если 10-20% времени энергии не будет вообще. Никакие батареи этот вопрос пока не решают, поскольку нужный объем батарей стоит столько, сколько не может позволить себе никакая экономика мира.

Судя по некоторым рендерам, в ряде мест город будет ущельем между двух зеркальных стен. Правда, возникают вопросы: как при ширине 200 метров и высоте 500 метров эти стены будут стоять? И не слишком ли дорого встанет создание настолько тонких и жестких конструкций? / ©NEOM

Единственное, что может закрыть эти провалы в солнечно-ветровой генерации, — ТЭС. Именно поэтому немецкие энергетики прямо говорят: нам нужно строить больше газовых ТЭС, ибо других способов обеспечить устойчивое энергоснабжение нет.

Конечно, это не значит, что на планете нет неуглеродных источников энергии нужной мощности. Уже добытый и складированный в одной только России уран способен обеспечить все человечество на тысячи лет вперед. Только вот для этого нужны совсем другие электростанции — не ветряки и фотоэлементы. Нужно заметить: в Саудовской Аравии подобный переход не планируется, под возобновляемой энергией там имеют в виду именно СЭС и ТЭС. 

Можно ли снабдить новое мегаздание одной возобновляемой энергией — например, с помощью такой гелио-ТЭС? В теории это возможно: солнечные лучи от зеркал нагревают расплав солей в центральной башни до сотен градусов, что позволяет паровой турбине крутиться от накопленного тепла по несколько часов. Вот только зимой даже на севере Саудовской Аравии сумма солнечного излучения может быть на десятки процентов ниже, чем летом / © Wikimedia Commons

Поэтому можно уверенно говорить: никаких «100 процентов возобновляемой энергии» в «Зеркальной линии» не будет. И если бы саудовские власти читали Nature, где объясняется, почему СЭС и ВЭС не дадут стабильного энергоснабжения даже при межконтинентальных перебросах солнечно-ветровой энергии, то сами бы это знали.

А как же концентрированная солнечная энергия, которую для NEOM предлагает вот эта научная работа? Такие станции с помощью поля зеркал нагревают центральную башню с солью, та греет воду, чей пар крутит турбину паросиловой ТЭС. Фактически перед нами и есть ТЭС, только теперь гелиотермальная.

Изменчивость солнечного излучения по месяцам для северного Египта, на широте «Зеркальной линии». По вертикали — мегаджоули солнечной энергии на квадратный метр, месячные суммы. По горизонтали — годы. Разрыв между зимней и летней солнечной генерацией тут может достигать трех раз / © M.L.Eladawy et ak.

Что ж, такая электростанция действительно может нормально обеспечивать город энергией. Но при одном условии: если ее мощность будет избыточной. Такой, чтобы она справлялась с обеспечением города даже зимой, когда инсоляция будет минимальной (это север Саудовской Аравии: зимний день короче, зимой солнце ниже над горизонтом).

В этом случае летние излишки энергии придется куда-то экспортировать. Да, город будет на 100% на солнечной энергии, но только за счет того, что в незимние дни где-то придется выключать другую электростанцию, чтобы принять энергию из окрестностей «Зеркальной линии». В таком случае перед нами будет решение из серии «формально все верно, но по существу — издевательство».

Игнорируя природу?

Чтобы лучше понять мотивы разработчиков проекта, можно просмотреть это видео:

Итак, «человечество слишком долго жило в нефункциональных и загрязненных городах, которые игнорируют природу». А теперь, значит, мы старый мир отряхнем с ног и заживем по-новому. Авторы видео так и говорят: «Теперь в нашей цивилизации происходит революция» — имея в виду свой проект.

Суть любой утопии проста: некие интеллектуалы раздражены жизнью вокруг них и жаждут ее «упорядочить и улучшить». Как правило, такие люди довольно специализированы в своем образовании — например, это урбанисты, активисты по борьбе с загрязнениями либо кто-то еще. 

Крайне редко они задумываются: а почему так вообще получилось, что люди живут в «нефункциональных и загрязненных» городах? Не таких, как «Зеркальная линия», где место работы  и торгово-развлекательные центры рядом с домом. А где на работу надо ехать полчаса на машине — и хорошо, если на ней. Потому что если на общественном транспорте времен, например, Лужкова (или в сегодняшнем парижском метро), то стояние в пробке минут десять покажется раем.

Если бы интеллектуалы, смело рисующие города будущего, над всем этим задумались, быстро пришло бы понимание: наши города сложились так потому, что основой современной цивилизации остается промышленное производство. 

Но НПЗ, сталелитейный или автозавод, равно как «Гигафабрику», нельзя поставить в каждом микрорайоне. Есть технико-экономические причины, по которым они будут неэффективны, если станут меньше определенных размеров.

OXAGON, индустриальный комплекс близ нового города. Как планируется доставлять туда людей? Множество параллельных железных дорог под землей, которые будут стоить миллиарды долларов? Или одна, идущая вдоль всего города и обеспечивающая ему периодические «пробки» в стиле станции метро «Выхино» образца 2007 года? / © NEOM

Возьмем ту же «Зеркальную линию». В Саудовской Аравии живут 34 миллиона человек. Допустим, мы поселили пять миллионов в мегаздании, а чем они там будут заниматься и на что жить? Промышленность в таком городе не разместить: даже средний завод «разорвет» ткань идеального города, создаст крупный центр притяжения работающих, куда будут стекаться люди из множества разных кварталов.

Вообще, рядом с «Зеркальной линией» планируют еще построить промышленный гиперкомплекс «Октагон»… Но ведь и поездки в него вызовут перенапряжение на одной-единственной линии подземной железной дороги города. Давка в метро — вряд ли черта идеального города, не правда ли?

Новая Гармония — город, где утопист Роберт Оуэн пытался построить коммунизм в Америке первой половины XIX века. Нетрудно догадаться, что из этого ничего не вышло / © Wikimedia Commons

Если внимательно смотреть на общество в целом, а не внутрь себя, в бездну своих представлений о том «как должно быть», то окажется, что заселить миллионы в «Зеркальную линию» — как и сотни тысяч в башню Никитина — можно только тем способом, которым в СССР миллионы приняли в колхозы. То есть добровольно-принудительно. 

Все потому, что разработчики «Зеркальной линии» пытаются создать город, который не игнорировал бы природу, одновременно даже не задумываясь о том, что их детище игнорирует природу человека.

Похоже, это неизбежная судьба всех идеальных городов — а равно и идеальных обществ.

Комментарии

  • Березин как-то идя окольными путями путями пришёл к выводу "этот проект противоречит человеческой природе и поэтому несостоятелен"

    Но это же даже не аргумент - что московские окраины с 30-50 этажными домами не противоречат человеческой природе? А может американская субурбия где без машины даже в магазин не сходишь - не противоречит человеческой природе? А фавеллы и трущобы на окраинах городов 3-го мира - уж они то точно не противоречат людской природе? И тем не менее всё это существует и имеет свои объективные экономические основы.

    Статья могла бы сосредоточиться на транспортном или экономическом вопросах, которые тут поднимаются, но вместо этого "НУ ВОТ НЕ БУДУТ ТУТ ЛЮДИ ЖИТЬ, НЕПОЛЮДСКИ ЭТО".

    • "Березин как-то идя окольными путями путями пришёл к выводу "этот проект противоречит человеческой природе и поэтому несостоятелен""

      Никаких окольных путей в тексте нет: там ясно и просто написано, почему так.

      "Но это же даже не аргумент - что московские окраины с 30-50 этажными домами не противоречат человеческой природе?"

      Вы бы съездили в Москву, что ли, а то какие-то фантазии у вас на ее счет. Пятидесятиэтажные жилые дома на окраинах, например. Если вернуться к реальности, то нет, не противоречат так сильно, как "Зеркальная линия". Потому что этот город интегрирован с промпредприятиями.

      "А может американская субурбия где без машины даже в магазин не сходишь - не противоречит человеческой природе?"

      Американская субурбия вообще противоречит человеческой природе минимально изо всех типов расселения, типичных для развитых стран. Собственно, поэтому везде, где у людей есть деньги и возможности ее организовать она и воспроизводится. См., например, тренд жилищного строительства в России. Субурбия мало того, что интегрирована с промзоной автотранспортом, но еще и не давит на психику, как многоэтажки.

      "А фавеллы и трущобы на окраинах городов 3-го мира - уж они то точно не противоречат людской природе"

      Вам бы побывать в третьем мире, что ли. Фавелы и трущобы там встречаются намного реже, чем пригороды совсем другого типа. Но и фавелы с трущобами противоречат человеческой природе меньше, чем зеркальная линия. Ибо интегрированы с транспортными сетями до рабочих мест. Чего в проект выше не видно.

      "Статья могла бы сосредоточиться на транспортном или экономическом вопросах, которые тут поднимаются, но вместо этого "НУ ВОТ НЕ БУДУТ ТУТ ЛЮДИ ЖИТЬ, НЕПОЛЮДСКИ ЭТО"."

      Ну, для начала, в статье показана и транспортная и экономическая тупиковость проекта. А вот если бы вы читали статью сняв идеологические шоры, то заметили бы, что она ведет на научные работы (и их обзоры), показывающие, что люди в высотных зданиях испытывают большие проблемы с здоровьем.

      Но вы не сняли.

      • Вы пишете, что городская интеграция с пром предприятиями имеет какую-то связь с человеческой природой.

        Хотя это именно вопросы логистики и экономики, но никак не антропологии.

        Ну а Москва вполне себе по плотности населения сравнима с Шанхаем. 22-30 этажей - это буквально стандарт сегодняшнего домостроения в Москве и области.

        "Субурбия мало того, что интегрирована с промзоной автотранспортом, но еще и не давит на психику, как многоэтажки."

        Зато давит на психику невозможностью никуда добраться пешком и отрывом от общественности. Почитайте как субурбия провоцирует ощущение брошенности и одиночества, я уж молчу про то как дети растут в месте где нет ничего кроме бесконечных фрактальных улиц с одинаковыми домами.
        Ещё сильнее субурбия давит на бюджеты и экологию.

        Американская Субурбия и ИЖС имеют мало общего. В целом в этом вопросе стоит посмотреть на Донбасс и донецкую агломерацию в целом. Донбасс по своей структуре городов наследует европейские аналоги в долине Рейна и возле Бенелюкса - ИЖС перетекающие в МКД возле транспортных артерий с общественным транспортом. При этом внутри такого "жилкопа" из ИЖС находится и бизнес - ритейл или мастерские.
        Американская субурбия это буквально ад из одинаковых домом простирающихся на десятки километров. Где всё упирается в одну дорогу-шоссе и где все стоят в пробке.Чтобы просто купить поесть надо ехать несколько километров на машине. Чтобы прийти на работу нужно ехать

      • кстати, а где в Москве жилые дома в 50 этажей? Интересно, посмотреть. Я конечно любитель жить на уровне 9 этажа, просто потому-что тебя никто не затопит, кроме управляющей компании, и сверху не будет громких соседей :-) Но 50 это уже экстрим, 14-16 ещё куда ни шло, туда ещё беспроблемно подняться пешком.

  • Автор как маленький ребенок. Придумано масса способов сбрасывать излишки от ВИЭ. Электролиз водорода один из них. С хранением водорода давно нет проблем. Есть метилциклогескан, есть водородная паста, есть e-fuel. Ещё можно si+ делать.

    • Точно ли автор как маленький ребенок? Или, скорее, тот, кто комментирует этот тезис не читавши ссылок, которые автор дал в тексте выше? Ссылок, по которым наглядно показано, что никакой способ накопления энергии не решит проблем ВИЭ?
      Ни электролиз, ни водород, полученный с его помощью, ни метилциклогесан, ни водородная паста, ни e-fuel , ни si+ не могут решить проблемы хранения, энергии между сезонами, потому что для этого такой накопитель должен стоить настолько мало, чтобы его полугодовое удержание энергии (от зимнего провала в генерации до летнего пика) добавило к ее стоимости не более пяти центов на киловатт-час. Любой накопитель, который на сегодня хотя бы теоретическим мыслим (кроме  угольных куч или ПХГ, и прочих систем, где в роли накопителя выступает само несинтетическое топливо) такого не может. Потому что его цена на киловатт-час емкости нигде и близко не подходит к 5 центам за квтч.
      И не будет подходить -- по чисто физическими причинам. Химические реакции -- что при электролизе водорода, что при синтезе других топлив -- никогда не идут с КПД 100%, Отчего чтобы запасти в нем киловатт-час приходится вложить а) куда больше киловатт-часа б) немало денег в установки синтеза в) причем эти установки не будут работать круглосуточно, что уронит их отдачу на капитал и дополнительно поднимет цену такого запасающего топлива. Все это на примере водорода уже не раз разбиралась, там тупик: https://naked-science.ru/article/nakedscience/chem-sogreyut-bezugrodnyj-mir-vodorod-protiv-atoma
      Поэтому любое синтезированное топливо настолько дороже ископаемого.

  • Впервые полностью соглашусь с автором по пунктам критики, но только добавлю что в этот раз как то мягко слишком вышло с критикой.

    Потому что этот проект не просто слишком сложен, он в добавок просто глуп с рациональной точки зрения и чрезвычайно по идиотски расточителен с точки зрения финансов.

    Соотношение затраты/потенциальная прибыль сомнительны. На такие деньги можно построить много чего хорошего в стране, чем очень сильно ускорить развитие этой страны, раз уже так хочется слезть с нефтяной иглы.

    Если они рассчитывают на прибыль то простые вложения таких денег а это 1 триллион в науку и инновационные технологии сами по себе дадут куда большую прибыль, но дело в том что вложения в науку дают не только быструю прибыль - но и отложенную прибыль размеры которой предугадать не возможно. Так как размеры прибыли при вложениях в 1 трлн. $ могут быть коллосальными в отдаленной перспективе. Ведь никто не знает результатов этих тысяч проектов которые можно было бы профинансировать на такие деньги. Наука тем и хороша что даёт совершенно неожиданные прибыли в совершенно неожиданных местах.

    В мире полно оправданных и научно обоснованных проектов которые только и ждут финансирования.

    Этот проект определенно победитель в номинации самая бездарная растрата денег на мегаобьект.

    Больше денег прос*али только американцы на иракскую и афганскую войны не добившись ничего толкового - туда ушло в общем больше 3.5 триллионов $

    • Шейхам очень сложно вложиться в науку. Своей научной школы у них нет и еще долго не будет. А привлечь лучшие умы в страну, живущую по законам шариата... Ну, такое себе. Автор, правда, пишет, что в этом "городе будущего" будут свои законы. Насколько свои? Там хотя бы стакан виски после напряженного трудового дня выпить будет дозволено? Вопросы...

    • Комментарий удален пользователем или модератором...

      • Никто и не против🤷‍♂️ Лучше быть центром торговли чем центром экстремизма или терроизма. Пожалуйста пусть будет центром торговли сколько влезет. Только этот нелепый проект к этому не имеет никакого отношения. Чтобы быть центром торговли нужно вкладываться в инновации, науку образование и промышленность а не в сомнительные строительные проекты.

  • Экстраординарные проекты требуют - экстраординарных обоснований.

    Чтобы сделать что-то такое у вас должны быть чрезвычайно высокие мотивы и резоны. Проще говоря - зачем он этот город за 1 триллион$ ?? Какой от него такой прок и толк что на него стоило бы потратить так много денег? Каковы риски? Не навернется ли вся эта мегастройка ещё до завершения по причине неокупаемости? Нет ли других сфер на которые можно было потратить эти деньги не придумывая очередной велосипед.

  • //станции с помощью поля зеркал нагревают емкость с солью,
    //а пар от последней крутит турбину паросиловой ТЭС
    -----------------------------------------------------------------------------------------------
    Паром какой именно соли собираются крутить турбины? И из чего планируется изготавливать эти самые турбины. Температура кипения хлорида натрия 1465°C, да и у большинства других солей в тех же пределах. А те из солей, что кипят при более низких температурах, довольно очень коррозионно-активны.

  • Зависть это плохо... а старческая зависть еще хуже. Из очевидного - у саудитов есть за "что" строить такой город, есть и кем его заполнить (в ОАЭ напомню коренного населения около 10%). А вот с источниками энергии тут не тупик а разнообразие. Явно что зеркальная поверхность сама по себе при наличии изгибов может работать как такая же солнечно-солевая электростанция. Очевидно что ветер в пустыне то же не редкость, но главное - упирается все это в залив аккаба (а там уже были проекты по строительству ГЭС с помощью перегораживания залива)... и безусловно получив массу электроэнергии от ГЭС куда логичнее ее передать к прямому потребителю. Желательно чтоб он был рядом. Но вот проблема - этот потребитель должен быть просто гигантского размера а значит необходимо застроить все побережье? Но зачем? Если можно построить город линию проложив кабель в котором можно будет обеспечить потребление энергии буквально в по линии, без ответвлений сетей?

    • Там нет никаких изгибов, стена будет прямой. Кроме того, в проекте нет никаких ВЭС (и это логично -- у них переменчивость генерации много выше, чем у гелиоЭС).

      " но главное - упирается все это в залив аккаба (а там уже были проекты по строительству ГЭС с помощью перегораживания залива).."

      ПЭС имеет смысл строить при высоте прилива как минимум в несколько метров. Акабский залив и близко не подходит под этим требования: https://nashaplaneta.net/prilivy/prilivy-otlivy-jo_akaba Поэтому ПЭС в проекте никто строить не планирует. За пределами комментариев, конечно.

      Единственный обсуждающийся проект снабжения электричеством для проекта -- это СЭС разных типов. Невозможность честного устойчивого снабжения от которых и показана в тексте выше.

      • Скажем так... все что вы перечислили не так однозначно как заявили, и более того уже есть у них в рабочем состоянии. Более того поднимите проекты реализованные теми же ОАЭ в области город сверху, транспорт снизу (капсулы автономные) и будет понятно что опыт реального строительства подобного типа у саудитов уже есть. Соседи в Кувейте например наоборот море загоняют в пустыню через каналы. Акабский пролив - вы считаете приливы, а стоит уточнить что это будет не приливная электростанция. По давнему предложению евреев(да, это именно они предлагали саудитам дамбу) дамба перегораживала пролив и уровень воды падал из за испарения, и уже этот перепад планировали использовать. СЭС на солях и зеркалах неустойчива? Серьезно? т.е. аккумулятор из расплавленной соли не способен покрыть расход электроэнергии ночью за счет выработки? Подчеркиваю - выработки в городе с сниженным энергопотреблением где транспорт и прочее имеют в разы меньшее потребление. ВЭС нет - но вот эффект трубы в такой длинной вытянутой конструкции точно будет присутствовать... тот самый эффект который использовали испанцы нагревая в парниках воздух и за счет перепадов давления воздуха получали стабильный поток ветра(причем даже ночью какое то время пока земля не остывала).

        Ну и последнее что я в вашей статье-мнении не понял причем тут лежащий на боку небоскреб к классической мега-высотке где нужны лифты, и просто так с этажа не спрыгнешь в случае проблем на землю? В чем был смысл этого сравнения?

    • сначала строят электростанцию потом здание, ка-то так, либо одновременно, ПЭС в Акабе никто сейчас строить уже не собирается, не исключено, что такой же масштабный проект - здание, также не построят, и забудут.
      Деньги, конечно же, девать саудитам куда-то надо - ценность долларовых вложений падает. Но тут есть много способов, и складывать все яйца в одну корзину, не очень практично.

  • Какое отношение пирамиды Хеопса имеют к арабскому миру?
    После такой ерунды читать дальше расхотелось.

    • А в тексте нигде и не сказано, что арабский мир имеет отношение к пирамиде Хеопса. Там вполне ясно написано:

      "Арабский мир — как и весь Ближний Восток — не вчера начал поднимать престиж своих правителей самыми большими или самыми причудливыми стройками. Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды и даже Вавилонская башня (впрочем, всего 91 метр высотой)"

      Надеюсь, не надо объяснять, какое отношение Ближний Восток имеет к пирамидам Хеопса? Или что арабский мир активно заимствовал из политической культуры Ближнего Востока с самого своего появления?

  • Вот как раз с работой проблем особых не видится. Если, конечно, речь идёт не о громоздких заводах вроде НПЗ, а о сфере высоких технологий. Лаборатории разработчиков харда прекрасно можно распределить по всей длине здания, а софт писать можно вообще не выходя из дома. Будет такая аравийская Силиконовая долина.

  • Огромное здание, мне кажется 7 лет только скоростную дорогу будут лепить, хотя малайцев и пакистанцев достаточно много, возможно и хватит с их почти рабским трудом. А вот 50 лет более реалистичная оценка. И что насчет изменения климата? Такая преграда неминуемо его изменит.

    Кстати, предки наши, не очень то и бегали - попробуй побегать по лесам и болотам, да и буквально в позапрошлом ещё веке редко доживали до 40. В Африке была такая страна - Древний Египет (для нас древний :-) ), люди вроде там бегали неплохо, по пустыне, но также умирали рано - примерно в 25-35. Там даже фараоны в 16 лет умирали, от того их там под две сотни получилось. С детской смертностью всегда было плохо, вплоть до XX века, угадайте почему, а её при подсчете среднего возраста жизни не принято учитывать. Относительный скачок продолжительности жизни возник в древнем Риме, водопровод и всё такое. Затем его съел рост популяции, а следовательно скученности, и из этого уже - вероятности эпидемий.