Самые известные шедевры искусства, испорченные вандалами: Даная Рембрандта, Мона Лиза Леонардо да Винчи, Пьета Микеланджело, Венера с зеркалом Диего Веласкеса и др.
Это случилось 21 мая 1972 года в базилике святого Петра в Ватикане. После завершения праздничной литургии по случаю Дня святой Троицы некто Ласло Тот набросился на статую «Пьета» работы Микеланджело. Мужчина прокричал «Я – Иисус Христос, Христос восстал из мертвых!» и 15 раз ударил Деву Марию скальным молотком (Тот был геологом). В результате нападения Дева Мария лишилась кончика носа, частично – левого века и левой руки, не считая прочих мелких повреждений. К счастью, в тот момент в базилике было полно народу и мужчину оттащили от статуи. На суде Ласло Тот пытался убедить судей, что он Христос, поэтому был призван невменяемым.
В 1813 году еще один ненормальный по имени Абрам Балашов исполосовал ножом лицо царя в Третьяковской галерее. «Довольно крови! Долой кровь!» – кричал мужчина. К счастью, создатель картины Илья Репин был в ту пору еще жив и здоров, поэтому художника срочно вызвали с его финской дачи, где он тогда отдыхал. Лицо Ивану Грозному автору пришлось полностью переписать, так что свою ценность в целом картина сохранила.
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Эту истину еще раз доказала сердобольная бабуся по имени Сесилия Хименес, а вместе с ней и настоятель храма в испанском городе Борха, который по каким-то совершенно неведомым причинам позволил старушке взять в «богоугодные» ручонки кисть и прикоснуться к фреске «Се человек». Спустя два года «реставрации» работу увидели специалисты – и ахнули от ужаса, признав труды бабушки актом вандализма. Фреску тут же обозвали «Пушистый Иисус», и она разлетелась на интернет-мемы. Сегодня она так и называется: «Совместная работа художника XIX века Элиаса Гарсиа Мартинеса и пенсионерки из XXI века Сесилии Хименес».
Топором для мяса была изрублена знаменитая Венера, выставленная в Лондонской национальной галерее. В 1914 году это сделала суфражистка Мэри Ричасрдсон, которая потом заявила, что испортила картину в знак протеста против ареста лидера движения суфражисток Эммелин Панкхерст, произошедшего накануне. «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории, протестуя против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в современной истории», – заявила Ричардсон. Позже она также призналась, что ей не нравилось то, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».
Ричардсон вообще считалась одной из самых воинственных женщин среди членов «Британского союза фашистов», она занималась поджогами, била окна в министерстве внутренних дел и взрывала железнодорожные станции. Мэри попадала под арест девять раз и отсидела в тюрьмах в общей сложности около трех лет.
Самая известнейшая – она же самая охраняемая – из картин тоже подвергалась атаке вандалов. Причем не раз. Сегодня «Мона Лиза» надежно защищена пуленепробиваемым стеклом, но в свое время ее несколько раз пытались испортить, в том числе облить кислотой. В 1956 году кто-то из туристов бросил в нее камень, отчего немного покарябалась краска возле левого локтя Джоконды. К счастью, это удалось быстро и незаметно закрасить. В 1974 году некая женщина распылила красную краску в Токийском национальном музее (где гастролировала картина). Таким образом она выразила протест против того, что власти и охрана ограничивают инвалидам доступ к выставкам. А в 1977 году туристка из Советского Союза зачем-то запустила в «Мону Лизу» кружкой, купленной в сувенирной лавке тут же, у Лувра.