Рубрика История

Предложена версия гибели экипажа первой атаковавшей противника подводной лодки

Вечером 7 февраля 1864 года шлюп «Хаузатоник», блокировавший рейд Чарльстона, стоял на якоре. В Северной Америке шла гражданская война. В 8:45 впередсмотрящий Роберт Флеминг заметил какой-то приближающийся к кораблю предмет примерно в 100 метрах от борта. Через пару минут раздался взрыв.

Шлюп был атакован подводной лодкой конфедератов конструкции инженера Хораса Ханли. В результате взрыва «Хаузатоник» затонул, погибли два офицера и три матроса. Судьба подлодки сложилась столь же трагично — довольно долго она числилась пропавшей вез вести. И только в следующем веке водолазы выяснили, что подлодку затянуло в пробоину, там она и осталась со всем экипажем.

 

Подводная лодка инженера Ханли была построена Югом во время гражданской войны в качестве средства прорывания морской блокады гаваней. Надо сказать, что ее изобретатель не был первым — за 90 лет до него субмарину построил школьный учитель Дэвид Бушнелл с той же целью. Тогда американские порты блокировали англичане.

 

Подлодка Бушнелла была построена из дерева и сильно напоминала бочонок с гребным винтом, приводимым в движение мускульной силой сидевшего внутри человека. Ее оружием была мина, которую требовалось незаметно прикрепить к подводной части корпуса вражеского корабля. В атаку на врагов она ходила дважды. В первый раз сержанту Эзре Ли не удалось просверлить медную обшивку цели. Во время второй атаки англичане обнаружили противника и потопили.

 

Лодка Ханли, строившаяся столетием позже, конструктивно представляла собой сигарообразную конструкцию, внутри которой, скрючившись, сидели члены экипажа, вращавшие гребной вал. Командир, управлявший подлодкой, имел в своем распоряжении руль, при помощи которого задавал направление движения. Конструкция, если смотреть на нее издалека, напоминала современную подлодку. У нее даже было подобие рубки, хотя и очень невысокой: в нее помещалась голова командира, который таким образом мог видеть происходящее вокруг. Если люк не был задраен, то суденышко с ничтожным запасом плавучести боялось любой высокой волны.

 

В ходе испытаний субмарина Ханли тонула дважды, оба раза — со всем экипажем, а в первый раз — с автором проекта. И оба раза ее поднимали, хоронили погибших и чинили повреждения. К моменту, когда подводная лодка отправилась в свой первый (и последний) боевой поход, ни у кого вокруг не могло быть никаких иллюзий относительно шансов экипажа на выживание. Тем не менее вращать гребной вал уселись семеро добровольцев. Командовал лодкой лейтенант Джордж Диксон.

 

Оружием подлодки была шестовая мина — металлический цилиндр, заполненный взрывчаткой и установленный на длинной штанге впереди корпуса. Она и была взорвана вечером 7 февраля.

 

В третий, и последний, раз подлодку подняли со дна только в 2000 году. Выяснилось, что все члены экипажа встретили смерть на своих местах. Вопрос о том, почему они не боролись за живучесть корабля или хотя бы за собственную жизнь, повис в воздухе.

 

Субмарина Ханли сегодня. / ©  history.com

 

Ответить на него попыталась Рэйчел Лэнс из Университета Дьюка. Она сделала двухметровую модель подлодки, спустила ее на воду и изучила влияние подводных взрывов на нее. По итогам исследований она пришла к заключению, что все подводники погибли мгновенно из-за взрыва собственной мины. Ударной волной у них были повреждены ткани легких и мозга. Этим и объясняется то, что моряки не сдвинулись с места. Проверить этот вывод сейчас, скорее всего, нельзя — у останков, которые провели в воде полтора века, конечно же, нет мягких тканей.

 

Лодка Ханли была единственной субмариной, атаковавшей противника шестовой миной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что результатов атаки никто не предвидел.