Корпорация Northrop Grumman сообщила о первой в истории успешной стыковке сервисного аппарата MEV-1 со старым телекоммуникационным спутником, который теперь получит вторую жизнь и сможет прослужить еще несколько лет.
На околоземной орбите прошла стыковка пары негосударственных спутников. Уникальная сервисная миссия обещает решение множества скопившихся проблем — начиная с продления срока службы космических аппаратов и заканчивая удалением мусора. «Это первая в истории стыковка спутников, один из которых не подразумевал такой операции, — сказал вице-президент компании Space Logistics Джо Андерсон (Joe Anderson). — И это первый раз, когда стыкуются два коммерческих спутника».
Space Logistics — подразделение корпорации Northrop Grumman, которое 25 февраля 2020 года провело успешную стыковку тяжелого (почти пятитонного) телекоммуникационного спутника Intelsat 901 с сервисным аппаратом Mission Extension Vehicle (MEV-1). Сам Intelsat 901 находится в полете уже около 19 лет и почти выработал собственные запасы топлива. Новая экспериментальная миссия должна продлить срок его службы еще на пять лет.
2300-килограммовый зонд MEV-1 был разработан компанией ViviSat и запущен в октябре 2019 года на борту ракеты-носителя «Протон-М» в качестве попутной нагрузки к спутнику Eutelsat 5WB. Примерно через три месяца он достиг Intelsat 901. Они встретились уже на орбите захоронения, куда переводят отработавшие свой срок аппараты, чтобы не мешать работе остальных. Нагнав Intelsat 901 к началу февраля, на днях сервисный аппарат успешно состыковался с ним.
Теперь он должен полностью взять на себя контроль над навигацией и маневрами, пользуясь для этого собственными двигателями. По плану, уже в марте «сцепка» из MEV-1 и Intelsat 901 покинет орбиту захоронения, вернется на рабочую геостационарную высоту, и телекоммуникационный спутник сможет снова выполнять свои прямые обязанности, обеспечивая связью территорию Европы, севера Африки и Северной Америки.
Ожидается, что он прослужит еще около пяти лет, после чего MEV-1 окончательно отбуксирует спутник обратно на орбиту захоронения и оставит там. В идеале дальше он переместится к следующему аппарату, нуждающемуся в подобной поддержке. Расчетный срок службы самой платформы MEV составляет 15 лет.
До сих пор сервисные миссии требовали участия людей, оставаясь крайне дорогостоящими и уникальными: в качестве примера можно привести несколько экспедиций для ремонта и модернизации космического телескопа Hubble. В будущем подобные роботизированные аппараты исключат «человеческий фактор», позволят существенно продлить срок службы космических систем и снизить стоимость их эксплуатации.
В Northrop Grumman уже завершают подготовку следующей миссии MEV-2, которую планируется запустить до конца 2020 года к другому спутнику Intelsat, нуждающемуся в обслуживании. Параллельно идет работа над следующим поколением сервисных аппаратов с более компактной микроплатформой Mission Extension Pods.