Биология

Дети из мультиязычных семей лучше понимают язык жестов

Двуязычное окружение улучшает чувствительность к любым языкам — как разговорным, так и жестовым.

Дети, воспитанные в двуязычных семьях, реагируют на жестовую речь иначе, чем те, чьи родители говорят лишь на одном языке, — независимо от того, сталкивались ли они с языком жестов ранее. Статья об этом опубликована в журнале Neurobiology of Language.

Исследователи из Лондонского университета проанализировали паттерны активации нейронов мозга у 19 детей из моноязычных семей, 20 детей из семей билингвов (которые с рождения регулярно слышали английский и какой-то другой язык), а также 21 ребенка, родившихся от глухих матерей, — эта группа с младенчества училась английскому и жестовой речи. Исследование показало, что у детей из двуязычных семей правое полушарие мозга было гораздо активнее как в том случае, когда они слышали чью-то речь, так и тогда, когда они воспринимали язык жестов.

Ученые пришли к выводу, что дети, которые воспитываются в билингвальных семьях, вырабатывают повышенную чувствительность к языковой структуре. В результате подобного воздействия их мозг реагирует на жесты так же, как на разговорную речь. Самым удивительным был тот факт, что паттерны нейронной активности у детей, выросших в двуязычной среде, больше отличались от аналогичных паттернов у детей из моноязычных семей, чем у тех, кто в семье обучался разговорному английскому и языку жестов.

«Как разговорный, так и жестовый языки имеют иерархическую структуру, в которой различные элементы объединяются и формируют высказывания. Возможно, структурное сходство между разговорной и жестовой речью приводит к сходному шаблону активации для обоих языковых режимов», — объясняет полученные результаты доктор Эвелин Меркьюр, ведущий автор исследования.

Унимодальные билингвы (те, кто знает два разговорных языка) также могут быть более чувствительны к визуальным особенностям артикуляции речи. «Наше исследование содержало некоторые характерные для английского языка движения губ, часто присутствующие в естественном языке жестов, поэтому возможно, что активация [нейронной активности] унимодальных билингвальных младенцев для языка жестов частично связана с обработкой этих визуальных речевых сигналов», — подытоживает Эвелин Меркьюр.

Несмотря на особенности работы мозга унимодальных билингвов, ученые отмечают, что именно бимодальные билингвы (знающие разговорный и жестовый английский) превосходят детей из других групп по общим коммуникативным навыкам. Это связано с тем, что детям, у которых один из родителей глухой, приходится вырабатывать более гибкие стратегии общения.

Ранее ученые установили, что наш мозг при звуках знакомой речи в шумном месте способен переключать внимание за считаные миллисекунды, а речь дельфинов из-за звука корабельных двигателей постепенно становится проще.