Действительно ли жить рядом с ЛЭП вредно для здоровья?

Спрашивает
Модест Измайлов
#физика
+1
#электричество
29.01.2023
128 864
Сложный вопрос

Скорее всего — нет. Некоторые исследования показали, что вблизи очень мощных (с напряжением от 200 кВ и выше) немного растет риск детской лейкемии, но и этот эффект на уровне «один случай за два года на 5 миллионов человек», к тому же неясно, действительно ли дело в самих ЛЭП, а не в чем-то еще.

Американские и канадские рекомендации по профессиональным (!) рискам для работников электроэнергетики вообще не пишут о электромагнитных полях — для электриков куда опаснее, например, асбест и диоксины, а также вибрационная болезнь из-за частой работы с инструментом.

А вот ответ подлиннее для тех, кому интересны подробности:

Каких-то простых и понятных — как, скажем, с ионизирующим облучением, «радиацией» — механизмов пагубного влияния низкочастотного электромагнитного поля от ЛЭП на организм мы не знаем. В то же время есть отдельные исследования 2000-х годов, показавшие увеличение риска заболевания лейкемией у детей и подростков, живущих вблизи линий электропередач в Великобритании (см. популярный пересказ и саму научную статью); важно подчеркнуть, что «увеличение риска» соответствует уровню «один дополнительный случай за два года на пять миллионов человек», отметим также, что сами авторы исследования не видят каких-то внятных механизмов воздействия электромагнитного излучения (именно того, что от ЛЭП, разумеется) на клетки.

Попытка обобщить имевшиеся на тот момент 11 исследований риска детской лейкемии уже в 2018 году, сделанная международным коллективом авторов, дала примерно столь же невнятный результат — с той поправкой, что зона риска сократилась до 50 метров от ЛЭП, причем ЛЭП имелись в виду с напряжением свыше 200 киловольт. В российских реалиях найти жилье на таком расстоянии от таких линий будет проблематично (разве что в некоторых садовых товариществах), тут российские нормативы довольно жесткие.

А что с другими эффектами? Если кратко — то в целом ничего (вот официальный австралийский ресурс прямо пишет, что рисков не выявлено), и это вполне закономерно. О каких-то хронических эффектах можно прочесть в ряде работ по профессиональным заболеваниям работников электроэнергетической отрасли (например, вот диссертация на эту тему), однако это российские (т.е. довольно специфичные) работы. Если заглянуть же, например, в канадские рекомендации по профессиональным рискам электриков, там про электромагнитные поля не сказано вообще ничего — зато сказано про асбест, сварку и вибрацию от электроинструмента. Американская OSHA (администрация по вопросам техники безопасности) говорит то же самое: если вы работаете с электричеством, вы рискуете получить удар током, рискуете откуда-нибудь свалиться, на вас могут наехать — особенно сдавая назад — на какой-нибудь колесной технике, но за электромагнитные поля вам переживать не стоит.

Есть, конечно, несколько работ, показавших более высокие риски работников электроэнергетики в отношении развития, например, неврологических заболеваний — вот статья 1998 года, скажем — но новый систематический обзор (т.е. анализ совокупности накопленных данных) указывает максимум на 10% увеличение риска болезни Альцгеймера и амиотрофического латерального склероза (это то, чем болел Стивен Хокинг). Для сравнения, работа со свинцом в том же обзоре даёт риск +50%, а с пестицидами — как минимум +50% или больше. Учтите еще и то, что редкий электрик не сталкивается со свинцом/диоксинами/не падает/не попадает под напряжение/не работает весь день инструментом — и получите то, что выше озвучено OSHA.

Этот ответ получился немного длиннее, чем вообще-то принято в Naked Science, и к нему стоит сделать небольшое авторское пояснение. Так получилось, что в русскоязычной литературе очень любят изучать влияние каких-то физических факторов на человека и делать далеко идущие выводы — вероятно, это традиция со времен ещё Гумилева с Чижевским. В нашей околонаучной литературе можно найти массу публикаций о биоритмах, влиянии солнечных пятен, космических лучей и о благотворном воздействии света с разной длиной волны. Всё это в целом не то, чтобы совсем лишено смысла, но в большинстве своем роль подобных факторов оказывается преувеличена. Поэтому я предпочитаю смотреть иностранные публикации, а особенно чисто практического толка: американские страховые компании подходят к оценке рисков крайне прагматично, они ведь рискуют многомиллионными выплатами, и им скорее нужны качественные данные вместо общих теоретических рассуждений в духе «облучение культуры фибробластов привело к увеличению уровня экспрессии такого-то гена».

Комментарии

47 Комментариев

Elena Grekova
31.01.2023
-
1
+
В работах испанских физиков из университета Севильи (A. Castellanos, F. Pontiga и др.) и некоторых российских (не помню фамилий и ссылок) уже довольно давно было показано, что опасность для здоровья вблизи ЛЭП представляют не быстро убывающие электромагнитные поля, а различные токсичные окислы азота, которые образуются в воздухе вблизи ЛЭП из-за наличия мощного электрического поля. Они распространяются куда дальше самого поля и вредят здоровью. Безопасное расстояние в метрах, мне кажется, в этих работах оценивается, но я его не помню. Ссылки искать некогда, но работы есть, исследователи квалифицированные.
Михаил
31.01.2023
-
-1
+
Интересный эффект получается когда дотрагиваешься до предметов в такой зоне, будто прокалывает очень мягко *минус то за что?)
Homo Sapiens
31.01.2023
-
-2
+
Автора уже на мыло, только за подобное высказывание: "например, вот диссертация на эту тему), однако это российские (т.е. довольно специфичные) работы." Не место такому на ру сегменте, иди пропагандируй в укростан.
Paoulis Blanc
31.01.2023
-
-3
+
Благодаря одной превосходной книге, написанной в советское время российским автором и купленной, кажется, в г. Запорожье, в Украине в общем, я берусь утверждать, что именно ей я обязан своей жизнью. Эта книга написана инженером -электриком, дай бог ему и его родне многие лета и устойчивого благополучия (и всем его наследникам), Манойловым. Инициалов не помню. Книга издана в 1985 году. Ленинградское издание. Называется книга "Основы электробезопасности". Шрифт мелкий, количество страниц больше 370, если не ошибаюсь. Суперобложка ярко-красного цвета. У меня её украли секретные псы войны, которые спровоцировали текущую войну. Думаю - они. Да вообще, я еле жив остался, сам удивляюсь, как они меня не убили в Украине? Обещали. Я просил президента Зеленского В.А. и кабмин, и Верховный Совет Украины ликвидировать эту убийственную мразь или реорганизовать. Я - про ГУР Минобороны. ГРУ - при Союзе, Главное управлен. Разведки. Я просил конкретно по этому супер-секретному отделу космического контроля. Вот они применяют мощные электромагнитные поля, в том числе и СВЧ - сверхвысокочастотные. Это военная техника, о которой не знал даже КГБ. Могут поражать как со спутников на околоземной орбите, так и с помощью портативных генераторов. Я не видел ни тех, ни других. Но когда меня облучали дистанционно, то невыносимая боль возникала в сердце, в желудке, в кишечнике, в суставах, головная боль... в разное время, не все одновременно. Могут поразить любой орган. Могут снизить массу тела на несколько килограммов за пару-тройку дней. Мне так делали. Могут лицо изуродовать морщинами за неделю, две. Практически любое заболевание могут спровоцировать и онкологию в т.числе. Пандемия Ковид-19, кстати, тоже их "работа". У них есть любые инфекции - и респираторные, и дерматологические. Я отбиваюсь от их атак последние 24 года. Натуральный ад. А вернее война. Я защищался от СВЧ и мощных ЭМ-полей с помощью экранирующего комбинезона, он так и называется: костюм СВЧ. Предназначен для электриков-высоковольтников. Купил в 2001 году в Киеве. Надо было купить несколько. Жалею, что один купил. В Европе тоже применяют это оружие против гражданского населения. То есть, электромагнитные поля высокой напряжённости. У моих соседей, у женщин в основном, попорчены вены варикозом - этим оружием. Неприятно смотреть на ноги с бугристыми подкожными венами. Разорили на-ухнарь, как в нашем коллективе говаривали в тех 80-х годах. Обчистили до нитки. И продолжают подрывать здоровье. Им нужна была независимость, чтобы никто не мешал заниматься подрывной работой, терактами и распространением коррупции. Хотят властвовать над миром. Украину превратили в помойку и перманентное кладбище. Чернобыльская катастрофа - их работа.
Иван Рыбин
30.01.2023
-
2
+
Да, именно из-за того, что электромагнитное поле опасности не представляет, в правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок чётко прописано, в поле с какой напряжённостью какое время можно работать. Видимо, просто на западе как и у нас кому-то хочется продать землю под ЛЭП.
Сергей
30.01.2023
-
0
+
А если вам равно опасаетесь, дам совет, как по физике получил 5+ по электромагнитным излучателям. Первое, если есть средства, облейте дом с стороны ЛЭП фольгой с зеркальным покрытием, если нет, обшейте гипсокартоном в два слоя. Гипс спасает даже от радиации. Второе: после, обшейте металлом( даже которое ставят на заборы, любой подойдëт, даже самый дешëвый), и третье: приварите к обшивке медный кабель и закопайте на глубину 1 метр. Вас, заземление от ЭМЛучей готово. И Вам нечего бояться. Сам у себя так сделал. Мог бы и за деньги этот рецепт продавать, но хочеться людям помочь. Всём удачи и здоровья!!!
    Лев
    30.01.2023
    -
    1
    +
    А если вам равно опасаетесь, дам совет, как по физике получил 5+ по электромагнитным излучателям.
    Это я себе представить могу легко! Но как вы исхитрились сдать хотя бы на тройку экзамен по русскому языку, представить решительно не в состоянии! ))
    -
    1
    +
    А шапочка из фольги в этот ваш набор входит? И если входит, то какого завода должна быть фольга?
Сергей
30.01.2023
-
2
+
Вы физику в школе учили? У нас в квартирах проходит до от 2000-3500 вать. С проводкой нельзя находится вблизи 2 см более 24 часов, поэтому замуровываю в бетон более 3-4 см в глубину. Согласен, под ЛЭП не стоит строить дома( да так никто и не делает, Вам этого никто не разрешит), а вот садовые домики иногда близко стоят. Хочу успокоить, наша земля- отличный проводник. Если Ваш огород или садовый дом стоит не ближе 20 метров от проводов, Вам бояться нечего, земля к себе привлекает электро-магнитное поле 10 метров во всё стороны( и туда и сюда), а вот кто решил огород сделать под ЛЭП, будте осторожны. Земля землёй, но Вы тоже заряжаетесь энергией, и Вам можно находиться не более 4-5 часов. Просим Вас, будьте внимательны!!! Высокое напряжение опасно для Вашей жизни, даже на земле!!! Вспомните, как будто молния, тоже в землю, а люди погибают!!!
-
-1
+
Ехали на машине в отпуск. Так получилось, что сон решил достать нас с отцом в пути. И решили отдохнуть на обочине, потому что сил уже категорически не хватало. И так вышло, что остановились прямо под ЛЭП. До самих проводов ну приблизительно метров 20 может меньше. Звук треска был очень громким, слышалось как ток идёт по проводам. Волосы на руках встали дыбом. Через 5 минут дрема, голова раскалывалась от боли. Сна не было, невозможно было уснуть. Лежали через силу, чтобы хотя бы тело отдохнуло. По прошествии буквально 15 минут мы с этого места рванули как можно быстрее, потому что на нервы и психику как-то влияло. Через пару километров удалось найти кемпинг и мы выспались там спокойно. Мой личный вывод: рядом с лэп жить невозможно. + опасность падения проводов.
    Paoulis
    01.02.2023
    -
    0
    +
    Уважаемый Иван! Спасибо за Ваш комментарий. Мне не доводилось останавливаться под или рядом с ЛЭП. Но эта особенность, что вам двоим захотелось спать в какой-то момент и вы почувствовали усталость, наводит на размышления. В природе не может так быть, чтобы двум разным людям в один момент пришло ощущение усталости и сонливое состояние. Я припоминаю свой армейский опыт, когда я в кабине грузовика заснул одновременно с офицером. Кажется, трижды мы отключались в течение 5 часов. Меня удивило, что на разбитой грунтовой дороге при тряске и постоянных переключениях передач, педалировании сцепления, газа, торможения мы засыпали одновременно. Просыпались после остановки машины - она дёргалась, на включенной передаче. Я тоже думал, что от усталости мы оба выключались. Но по прошествии 25-28 лет после службы в армии я понял, что нас контролировал кто-то из ГРУ Минобороны. Причем не простая какая-нибудь фронтовая разведка, а спецы из космического контроля. Что, никогда не слышали о таких? А про контроль сознания не читали? Я читал серьёзную литературу, и никто из авторов даже в это время не осмеливается сказать о дистанционном контроле сознания со спутников. Но я убедился, что советский ГРУ эту технологию применяет к людям и сейчас: аварии на дорогах, автокатастрофы. Они делают. Железнодорожные тоже. Я видел водителя в суде, который уснул перед пешеходным переходом за рулём. Сбил на смерть молодую женщину с ребёнком. Он тоже думал - устал. Суд решал, сколько лет назначить бедняге за непредумышленное убийство. А вообще, для определения мощности электромагнитного поля используют в гражданских структурах аппараты: частотомеры, индикаторы напряжённости поля, сканеры радиоэфира и другие. Эти секретные военные структуры - из космического контроля конкретно - рассматривают людей, как биологические объекты для выполнения их секретных задач. Научились управлять с помощью электричества. Много страшнее фашистов. Опаснее тысячекратно. Особенно украинское ГРУ. Пока ещё они работают с отдельными личностями, нередко - втёмную. Террористы -их продукт. Киборги, не чувствующие боли, холода и голода несколько дней кряду,- это их контроль сознания. Долго рассказывать. КГБ обвели вокруг пальца, как младенцев. ГРУ одурачивает и западные спецслужбы тоже, как слепых щенков. На Западе даже не догадываются о контроле сознания. Невежество невероятное.
Mahottsava Gauranga
30.01.2023
-
0
+
Я вообще не могу найти способ как задать вопрос... Обратную связь можно дать только здесь в комментарии. По ссылке для якобы формулировки вопроса выдаётся лишь перечень заданных вопросов, ответов на них и дискуссии. Но опции для формулировки новых вопросов нет.
-
2
+
Есть два соображения. Первое. Если признать вредность ЛЭП,Э то в ряде европейских стран из оборота надо вывести почти половину земель. В этих странах ЛЭП *на каждом шагу*. Второе. Сам столкнулся с тем, что в одной европейской стране глава общества по изучению одной проблемы много лет отклонял научные работы, противоречащие выводам его диссертации. Так что, как говорил мой незабвенный армейский старшина: - *Не надо му-му*.
Julie Pass
29.01.2023
-
0
+
Это научная статья? Тезис всего один: западные страховщики опасности не видят. Ну так капиталисты очень часто не видят опасности. Они её не видели, когда строили химзавод в Бхопале посреди города (по советским нормам он должен был бы располагаться на неком удалении и организована транспортировка рабсилы туда-обратно, но это же невыгодно!). Поскольку автор не затруднился ещё одним тезисом, я не не буду затрудняться ещё одним примером. Редакция Naked Science, не разочаровывайте меня, пожалуйста, такими статьями и авторами.
    Татьяна
    29.01.2023
    -
    6
    +
    Речь идёт о том, что страховые компании умеют просчитывать риски. Спортивная "страховка" от несчастных случаев всегда, вообще всегда дороже обычной. Когда Вы страхуетесь от несчастных случаев, Вам прям чёрным по белому в договоре пишут, что не распространяется на спортивные игры, соревнования и тп. Если Вы страхуетесь машину, в договоре чётко оговорено зоны (страны) в которых действует страховка. А если хотите ехать в зону повышенного риска - страховой взнос взлетает до небес. Если Вы работаете в шахте, ваша медстраховка будет стоить в несколько раз дороже, чем у офисника - болезнь лёгких у шахтёров в несколько раз чаще. И если в Вашем договоре нет ни слова про ЛЭП, то уж поверьте, это значит, что страховщики, просто, не смогли найти доказательств влияния, потому что их нет. Были бы, им только волю дай. Об этом речь. Что автор мог, просто не охватить всю научную базу, но эти бы охватили ;)
    +
      ещё комментарии
      Julie
      30.01.2023
      -
      -1
      +
      Татьяна, я считаю, что западные страховщики оценивают не риск вреда от ЛЭП, а риск возможности убедительного доказательства, что вред именно от ЛЭП. И поскольку пострадавшая сторона не имеет научной базы, риск сводится к нулю. А научная база не развивается, поскольку приходит представитель второй древнейшей и заявляет, вопрос не надо исследовать, коммерсанты "усё посчитали, нафига исследовать, усё путём"...
        Affidavit
        30.01.2023
        -
        3
        +
        западные страховщики оценивают не риск вреда от ЛЭП, а риск возможности убедительного доказательства
        А как оценивают такой риск незападные страховщики?
        Лев
        30.01.2023
        -
        1
        +
        Если ЛЭП не входят в случаи, не охваченные страховкой (спорт, прыжки с парашютом, охота на крупных хищников, война и прочие форс-мажорные обстоятельства), то страховая премия оплачивается в безусловном порядке. Так что поиск доказательств вреда ЛЭП и внесение их в перечень исключений -- это головная боль страховой компании, а не застрахованного. Если же такого исключения нет, то в случае любой болезни выплачивается сумма, предусмотренная договором, даже если провод ЛЭП проходит в метре от кровати клиента...
        Татьяна
        30.01.2023
        -
        0
        +
        да) Вы правы по поводу вида риска, видимо, я не достаточно корректно это изложила. Но не согласна по поводу научной базы. Она развивается не из-за заявлений журналистов или их отсутствия (журналисты здесь вообще не причем), а только от заинтересованных лиц, готовых финансировать исследование. Если окажется, что излучения ЛЭП смогут убивать/влиять на что-то, что поможет заработать денег или победить в войне, посыпятся как листья осенью ;)
        -
        0
        +
        Портяночка, не скули.
    Mahottsava
    30.01.2023
    -
    3
    +
    А строительство в Бхопале наверно индийцами страховалось и весьма произвольно. Уверен, что там не было на тот момент никаких обязательных требований к страхованию строительства и эксплуатации промышленных объектов, как и формулировки требований к их строительству. То есть рынка промышленного страхования не было, поэтому и система оценки страхования адекватно не работала.
    Affidavit
    30.01.2023
    -
    1
    +
    когда строили химзавод в Бхопале посреди города
    Что особенно характерно, строили его индийские капиталисты.
aRTUR Ko
29.01.2023
-
1
+
Непонятно причем здесь напряжение лэп. Напряженность эм поля зависит тока в проводнике и расстояния. А высокое напряжение это уже совсем другое воздействие, электростатическое поле. В лэп частота оч низкая 50 60 гц поэтому воздействие эм поля небольшое
Serzh Serzh
29.01.2023
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
Получается и микроволновки бояться не стоит.
-
2
+
Неубедительно пока. Напряжённость электромагнитного поля это реальное опасное воздействие. По-моему есть даже Нормы допустимого в конкретных физических единицах. А на биологическом объекте эта напряжённость возмущает токи. Так какие ?

Есть что спросить?

Вы можете получить ответ на вопрос по любой теме от экспертов нашей редакции, хорошо разбирающихся в этой теме.

Задать вопрос

Похожие вопросы

Может проломить, не сомневайтесь. Плотность пыли — ну, примем очень примерно за 50 кг/м3 (строго говоря,...Читать далее

Это классическая задача из «Занимательной физики» Якова Перельмана — в ней как раз рассматривалось движение...Читать далее

«Наполнить вакуумом» — это оксюморон. Так лингвисты называют словосочетание, содержащие в себе смысловое...Читать далее

Почему пламя — не плазма? Оно же газообразное и проводит ток, то есть ионизировано.
Спрашивает
Belzebuth
#горение
+3
#плазма
#пламя
#физика
21 января
92 611
Сложный вопрос
10


Начну с краткого ответа. Пламя нельзя называть плазмой по двум причинам:

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно