Почему Россия до сих пор не реализовала идею ядерного буксира? В чем сложность? А будет ли в будущем?

Спрашивает
Roman Markin
#космос
+3
#Луна
#технологии
#ядерный буксир
5 октября, 17:27
1 675
Средний вопрос

С космосом в нашей стране все уже давно неблагополучно. Но множество любителей космоса все еще питают надежды на то, что российский космический буксир сможет вывести нашу космонавтику к новым высотам. И для того, чтобы понять, какие у него реальные перспективы, надо узнать, откуда растут ноги у концепции ядерного буксира, почему он называется буксиром, а не кораблем, и отчего буксиры не плавают на большие расстояния.

Откуда «растут ноги»?

Транспортное средство с ядерным источником энергии и электрореактивными двигателями — из которого вырос так называемый ядерный буксир — начали разрабатывать по приказу Королева в 1958 году. Да, дата верная. Да, уже в ту далекую пору он выделил в своем КБ больше четырехсот человек на это направление. Да, в уже в 1970-х его людям (плюс современный «Курчатник») удалось создать первый и самый лучший на данный момент в истории магнитоплазмодинамический двигатель мощностью в 550 киловатт. Напомним, что это на 10 процентов больше, чем общая электрическая мощность нынешнего российского «бумажного» ядерного буксира.

Повторим еще раз, потому что с одного раза это трудно и осознать, и принять: у нас в 2025 году ядерные двигатели для космоса — только на бумаге. А у бывшего КБ Королева полвека назад — в первой половине 1970-х — двигатель для него уже работал в металле, на вполне реальном литиевом топливе. Причем работал полтысячи часов. С отличным для таких движков КПД в 55 процентов. С невероятным и по современным ракетным меркам удельным импульсом в 55 километров в секунду (это на порядок выше, скажем, Starship). Удельный импульс, напомним, решает, насколько может ускориться корабль, выбрасывая за собой килограмм топлива.

Но и это еще не все. Современные электроракетные двигатели, включая российские, при габаритах того, полувековой давности, имеют мощность в 12-15 раз ниже. Это нужно помнить, чтобы понять масштаб технологического скачка, сделанного королёвцами в ту далекую эпоху.

Почему же у нас до сих пор нет ядерного буксира?

Проблема в том, что разработка времен Королева имела смысл только в рамках строго определенной задачи. Ведь магнитоплазмодинамические двигатели имеют сколько-нибудь приличные параметры, только если они очень большой мощности. Те 550 киловатт были минимумом, при котором их имело смысл строить.

Магнитоплазмодинамический двигатель из первой половины 1970-х годов. КПД 55%, импульс 55 километров в секунду. Цвет выхлопа на снимке ярко-малиновый. Это значит, что двигатель на нем показан в момент, когда работает в ненапряженном режиме. От этого выбрасываемый литий излучает на длине волны в 671 нанометр. При напряженном режиме работы он начинал излучать в той же области, где дает пик излучения Солнца. Тогда его пламя становилось ярко-зеленым (длина волны в 549 нанометров). Двигатель проработал почти 500 часов и мог бы работать больше, если бы не упомянутое в тексте случайное происшествие  / © РКК «Энергия»

Такая большая мощность была нужна Королеву, потому что он рвался к Марсу. Рвался с конца 1950-х: как мы уже писали в отдельном тексте, для Марса же (а вовсе не для Луны) он тогда задумал и Н-1. Ракеты на жидком топливе могли проложить дорогу на четвертую планету и доставить туда первую экспедицию. Но регулярные и более дешевые полеты туда в ту пору требовали ядерных решений. По замыслу Королева Н-1 должна была выводить на орбиту элементы ядерного корабля, общей электромощностью на 15 мегаватт, а дальше тот уже тащил пятисоттонный корабль к Марсу.

Такое не нужно, если у вас в планах один-два-три полета к Марсу: НИОКР на атомный транспорт никак не отбить на малом числе полетов. Но это очень полезно, если вы планируете десятки и сотни полетов: массовое использование окупит атомоход очень быстро.

Разумеется, это были планы уже не на 1970-е, в 70-х Королев предполагал первую высадку на Марс и только на химических двигателях. Кстати, это единственный момент, где последователь Королева Маск с ним пока расходится: он не ищет ядерной фазы в период регулярных полетов к Марсу. Что, впрочем, неудивительно: Маску заниматься ядерными двигателями его государство просто не позволит.

А теперь вернемся в наши дни. У России нашей эпохи нет шансов воспользоваться до сих пор передовыми магнитоплазмодинамическими двигателями, разработку которых запустил Королев. Потому что они имеют смысл только и исключительно для большой космонавтики — дальних космических миссий больших кораблей к четвертой планете. Шансов этих нет потому, что сегодня руководство и страны, и космической отрасли — в отличие от Циолковского, Королева или Маска — не видит необходимости в полете на четвертую планету. А для полетов более редких и к более близким телам создать разумный ядерный буксир не получится — по чисто техническим причинам. Что мы имеем в виду?

Сборка микроскопа кувалдой

Во-первых, магнитоплазмодинамический двигатель для буксира малой мощности имеет слишком малый КПД: чем ниже его мощность, тем хуже он работает. Во-вторых, без магнитоплазмодинамического двигателя и удельный импульс уже не тот, и общая тяга системы мала, буквально пара десятков ньютонов при мощности в 500 киловатт. Мала эта тяга настолько, что в открытых данных о современном российском ядерном буксире стоит доставка 10 тонн полезной нагрузки на окололунную орбиту за время не более 4800 часов. То есть более полугода.

Напомним: столько же полезной нагрузки может доставить на окололунную орбиту два пуска «Протонов», разработка первых версий которых произошла еще в 1960-х годах. Только эти «Протоны» будут стоить вам меньше 200 миллионов долларов. А создать ядерный буксир ни за 200, ни за 400 миллионов долларов не получится: это суперсложные технические изделия, на переднем крае технологических возможностей человечества. Что во времена Королева, что сегодня.

На что же рассчитывают те представители космической отрасли, что продвигают эти проекты сегодня? Их мотив прост: пусть и маломощные, пусть и очень медленные, пусть не на литиевых двигателях с огромным удельным импульсом, но хоть какой-то, урезанный, менее эффективный, маленький, но ядерный буксир им построить очень хочется.

И не только потому, что КБ «Арсенал», которое пытается пролоббировать ядерный буксир сегодня, в советское время делало космические аппараты с ядерным реактором, а после 1991 года во многом изнывает от безделья и невостребованности. Есть и другая причина. Логика их в том, что лучше тренировать конструкторов на производстве суррогатов и эрзацев, чем дать им разлагаться от полной бездеятельности. Это очень здравая мысль, которую нельзя не уважать.

Но это совсем не отменяет того факта, что перед современной российской космической отраслью большие задачи не стоят. А для малых ядерные космические транспортники просто не годятся.

Потому что уменьшенные для наших современных суперскромных космических целей (с низкой околоземной — на низкую окололунную орбиты) ядерные буксиры получаются очень уж малыми и от того слишком медленно разгоняющимися. Они в 30 слабее королёвских по мощности, много слабее по тяге. На таких не могут лететь люди — слишком много запасов им придется взять на супердлинный полет.

Причем даже для такого малого и слабого ядерного буксира все равно нужен реактор, работающий в космосе. А его очень сложно сделать: даже при 500 киловаттах хорошо бы использовать газовую турбину. Но создавать газовую турбину под ранее неопробованный в газотурбинной индустрии газ — это 10-12 лет на НИОКР и, в самом оптимистичном случае, сотни миллионов долларов. Общая разработка всего буксира не может стоить меньше миллиарда. И для чего все это? Чтобы доставлять к земному спутнику по 10 тонн грузов, что можно и современными ракетами, за НИОКР которых уже все заплачено?

Если бы люди хотели возить к Луне грузы непрерывным потоком — да. Это окупилось бы. Но кто это планирует сегодня? Все доступные публичные материалы по лунным базам землян не требуют доставки туда даже тысяч тонн грузов. А без них никакого потока для буксиров на этом маршруте так и не найдется: уже созданные химические ракеты обойдутся дешевле и легче.

Может быть, из малого семени вырастет большое дерево?

В теории разработка ядерного буксира для полета на 400 тысяч километров к Луне упростит последующее создание уже полноценного тяжелого атомного корабля до Марса.

Но на практике надо быть готовым к тому, что если бы вдруг и построили атомный буксир, то при переделке его в тяжелый межпланетный корабль Королева огромную часть работы пришлось бы переделывать заново. То есть тратить деньги дважды.

Так, 500-киловаттный буксир к Луне не может использовать литиевые магнитоплазмодинамические двигатели (см. выше), а для тяжелого межпланетного атомохода это самый эффективный вариант. Для реактора на 500 киловатт самый логичный путь получения электричества термоэмиссионный, а для 15-мегаваттного до Марса — напротив, газовая турбина. Это совсем разные по устройству вещи. И если мы сделаем турбину на малом буксире, он будет дороже, а если сделаем термоэмиссионные средства получения электричества на тяжелом межпланетном корабле, то дороже и неэффективнее будет уже он.

Трудно, очень трудно обмануть законы природы и технику. Обычно те, кто пытаются так сделать, обманывают в итоге сами себя.

Есть ли у ядерного буксира вообще какое-то будущее?

В теории такие проекты можно предложить для совместной реализации китайцам. Но пойдут ли те на его софинансирование? Судя по успешным автоматическим миссиям на Луне, включая ее дальнюю сторону, считать их конструкторы умеют не хуже нас. Вряд ли они не заметят, что обычные ракеты смогут доставить грузы на Селену быстрее нашего буксира, но при этом за куда меньшую цену.

Поэтому единственное возможное будущее для ядерного буксира — потерять слово буксир и снова стать межпланетным тяжелым ядерным кораблем. То есть вернуться в ту нишу, в которой его видел Королев. Но это вряд ли случится — по крайней мере, не в нашей стране и не в обозримом будущем.

Потому что мы пока ни к какому Марсу никакие тяжелые корабли посылать не планируем. Так что пока ядерная кувалда побудет на полке с другими проектами королёвской поры. Говорить о них всерьез можно будет после того, как мы получим современную (то есть полностью многоразовую) ракету на химическом топливе. А на сегодня мы даже примерно не знаем, когда же ее у нас создадут.

Комментарии

7 Комментариев
Evgeny
3 часа назад
-
0
+
Очень сложно и дорого. Мне кажется что лучше не вы...бывться а допиливать обычный ядреный движок типа нервы. Простой одноразовый разгонный блок.
    Александр Березин
    20 минут назад
    -
    0
    +
    Evgeny, двигатель типа нервы будет намного сложнее такой схемы, потому что у него незакрытый контур охлаждения и намного ниже удельный импульс (в неск. раз). Соленоводная ракета Зубрина будет эффективнее и этого, и нервы, но за нее никто не возьмется, поскольку это реально новая технология.
Victor Rubinov
3 часа назад
-
0
+
А как сбрасывать тепло в Космосе? На земле для охлаждения реактора используется проточная вода или другая жидкость, которая циркулирует во ВНЕШНИЙ резервуар. В космосе нет такой возможности. Другими словами этот реактор быстро нагреется до температуры плавления корпуса и ..
    -
    0
    +
    Victor, радиаторами, т.к. излучение растет пропорционально четвертой степени от их температуры. "В космосе нет такой возможности. Другими словами этот реактор быстро нагреется до температуры плавления корпуса и .." Если бы люди, которые проектировали реакторы, не знали про чернотельное излучение и т.д. -- да, так было бы, Но они знали. Поэтому множество ядерных реакторов, которые СССР запускал в космос, не имели проблем с охлаждением.
Питон Удав
4 часа назад
-
0
+
Александр, сказали А, скажите и Б, чего уж там "На что же рассчитывают те представители космической отрасли, что продвигают эти проекты сегодня? Их мотив прост:" - распил бабла. И все. Да, это была другая страна, другой строй и другие люди. Работавшие не за бабло, а за результат. Радость труда и достижения цели в чистом виде. Большевики. Те коммунисты. А не те, которые пришли им потом на смену и про..ли всю страну. И да, вы правы. Не будет у нас буксира, не будет космоса и не будет Марса.
    -
    1
    +
    Питон, ""На что же рассчитывают те представители космической отрасли, что продвигают эти проекты сегодня? Их мотив прост:" - распил бабла. И все." Если бы их мотив был распил бабла, и все, они бы а) хотели сделать Старшип, потому что там бюджет другой б) если бы нее хотели делать Старшип, выпускали бы текущие ракеты, потому что от ядерного буксира традиционные космические игроки в России не получат ни-че-го. Идеи про распил как цель жизни КБ -- они в основном от того, что люди не представляют себе, как работают КБ. Основная часть денег от любой производственной программы всегда проходит мимо КБ. Поэтому их мотивы не имеют к распилу никакого отношения. "Да, это была другая страна, другой строй и другие люди. Работавшие не за бабло, а за результат." Это у вас в учебнике истории про выдуманный идеальный Советский Союз так могло быть. А в реальном Советском Союзе победили те, кто работал не за результат, а за собственное тщеславие, что и отбросило наш космос вниз после смерти Королева -- причем отбросило так, что мы так и не можем пока вернуться к тому уровню: https://naked-science.ru/article/nakedscience/pochemu-na-samom-dele-ccc " Большевики. Те коммунисты. А не те, которые пришли им потом на смену и про..ли всю страну." Большевики, те самые коммунисты, про...ли всю свою страну, которая называлась СССР. Это сделали члены КПСС, а никоим образом не Джеймсы Бонды, приехавшие из Лэнгли. А вот те, кто пришел на смену тем самым коммунистам, свою страну не только не потеряли, но и увеличили в размерах. И да, вы правы: у СССР не было Луны, не было Марса, хотя он вполне мог все это иметь. Но моральный облик космической отрасли не позволил, увы.
    Dmitriy Dorian
    3 часа назад
    -
    0
    +
    Питон, всё это нытьё про "прекрасный СССР" и про то, как там было всё здорово — просто способ простейшего мифологического объяснения мнения чего угодно, даже предельно сложных научных, технический и социальных процессов, разнонаправленных, которые и в СССР являлись факторам, определяющими исторические события. Просто надо действительно погрузиться в тему, изучить материал прийти к обоснованному выводу о причинах провала проекта ядерного двигателя, например. А не объяснять всё одним и тем же "Развалили враги СССР, а это была страна мечты".
Есть что спросить?

Вы можете получить ответ на вопрос по любой теме от экспертов нашей редакции, хорошо разбирающихся в этой теме.

Задать вопрос

Похожие вопросы

Краткий ответ: расстояние до соседних звезд измеряется методом параллакса. Искривление...Читать далее

Краткий ответ: в лунном льду может быть незначительно повышено содержание полутяжелой воды, но это не...Читать далее


Так же, как и на Земле, — радиатором! Просто радиатор будет очень большой.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно