Сообщается, что разработка Ил-214 заморожена. Напомним, этот самолет должен был сменить множество других аналогичных машин.
О фактическом прекращении работ над крылатой машиной стало известно со слов гендиректора компании «Ил» Сергея Вельможкина. «Как совместный российско-индийский проект он заморожен», – заявил руководитель авиастроительной компании. Сергей Вельможкин открыто обвинил индийскую сторону в срыве разработки, заявив о «странной позиции» Индии в этом вопросе. При этом, по мнению другого источника на предприятии, заморозка носит «временный характер» и самолет все еще может взлететь. Судьба отечественного варианта Ил-214 будет определяться исключительно позицией российского Минобороны. При этом в самом Министерстве обороны комментировать ситуацию отказались.
Напомним, самолет Ил-214 (также известный как МТС) появился именно в качестве совместной разработки российских авиастроителей и индийской компании HAL, также занимающейся созданием авиатехники. Проект имеет большое значение для Вооруженных сил России: предполагалось, что он сменит Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Что же касается Индии, то новая машина должна была сменить стремительно устаревающий Ан-32. Теперь все эти планы оказались под угрозой.
Самолет пока что находится на стадии проектирования. Первый полет был запланирован на 2017 год, а в 2019-м должна была начаться эксплуатация машины. Индия хотела получить 45 машин, а Россия намеревалась заказать 100 самолетов. Цена одного Ил-214 может достигать 40 млн долларов. Стоимость всей программы – 600 миллионов долларов США.
Заморозка проекта Ил-214 – плохой знак. Индийская сторона все чаще высказывает свое неудовлетворение качеством российской военной продукции и обращает все больше внимания на западные образцы. Что касается Минобороны РФ, то совсем не обязательно, что в условиях затяжного экономического кризиса в стране оно найдет деньги на эту крылатую машину. Согласно источникам, в качестве альтернативы нереализованному Ил-214 Минобороны рассматривало новый украинский военно-транспортный самолет Ан-178, который на самой Украине предлагали назвать «Бандерой».
Напомним, сейчас решается судьба российско-индийского истребителя пятого поколения FGFA, созданного на базе Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Индийские эксперты не раз скептично высказывались относительно совместного проекта. Добавим, что и российское Минобороны сократило количество закупаемых истребителей пятого поколения до двенадцати единиц. Хотя, при условии доведения разработки до конца, их число, вероятно, увеличится. Сейчас ПАК ФА существует лишь в виде прототипа.