Рубрика Наука

Змей впервые уличили в координации охоты

Американский зоолог Владимир Динец (Vladimir Dinets) впервые зафиксировал случай скоординированной охоты змей.

Во время скоординированной охоты хищники согласуют действия во времени и пространстве. Вопреки расхожему мнению, в первую очередь такая стратегия чаще выполняет просоциальную функцию (как у волков) и реже — позволяет увеличить общий объем пищи. Способность к групповой тактике до сих пор встречалась только среди позвоночных, например некоторых гоминид, птиц и рыб, но, несмотря на возможность охотиться «стаями», не у пресмыкающихся. Описание подобных случаев ограничено еще и тем, что уверенно отличить обычную коллективную атаку от скоординированной в естественных условиях нередко затруднительно.

 

В новой работе специалист из Университета Теннесси впервые зафиксировал групповую координацию у кубинских гладкогубых удавов (Chilabothrus angulifer). Как и пуэрториканские гладкогубые удавы (Chilabothrus inornatus), эти рептилии склонны нападать на летучих мышей, формируя «засады» в проходах пещер. В рамках исследования ученый наблюдал за девятью удавами длиной около 110–210 сантиметров в пещере кубинского Национального парка Десембарко-дель-Гранма. С помощью лазерной рулетки он измерил проход в пещеру (2,2 метра в ширину, 12 метров в длину) и разделил его на 24 продольных сегмента длиной полметра.

 

Схематическое изображение пещеры (a) и расположение удавов в проходе во время охоты (b) / ©Vladimir Dinets, Animal Behavior and Cognition, 2017

 

При появлении рептилий зоолог отмечал их количество и расположение в проходе, а также эффективность действий, в том числе время между началом полета рукокрылых (в качестве добычи выступали ямайские листоносы, Artibeus jamaicensis) и атакой. Затем полученные данные сопоставлялись с помощью статистического анализа. Обработка показала, что в вечернее время удавы предпочитали определенные сегменты прохода (на своде), расположенные ближе к вертикальному входу в пещеру, тогда как в вечернее время предпочитали отползать глубже. Позиции они занимали за 10–30 минут до пролета вечером и за 20–60 минут утром.

 

В каждой охоте участвовало не более трех пресмыкающихся. При выходе на позицию они всегда формировали «стену», располагаясь на соседних сегментах свода. Причем, согласно анализу, за время наблюдений ни один удав не использовал позицию повторно. В зависимости от количества хищников, среднее время до захвата добычи составило 6,7 минуты (три удава), 10,2 минуты (два удава) и 19 минут. Из 16 случаев охоты только два оказались безуспешными — участие в них принимала только одна рептилия. При этом групповая охота увеличивала средний объем пищи на особь почти втрое.

 

По словам ученого, результаты могут рассматриваться как первое эмпирическое свидетельство того, что змеи способны координировать охоту, в частности выбирать позицию с учетом расположения других членов группы. Отмечается, что охота с участием сразу трех пресмыкающихся значительно осложняла пролет листоносов: чтобы снизить риск, они были вынуждены сохранять дистанцию (часто сталкиваясь с хищниками) или пролетать чрезвычайно низко над полом. Прояснить особенности полета летучих мышей в зависимости от размещения пресмыкающихся исследователь намерен в дальнейших работах при помощи инфракрасных камер.

 

Статья опубликована в журнале Animal Behavior and Cognition.

 

Ранее ученые выяснили, что превосходство королевских змей над более крупными представителями подотряда обеспечивает специфическая последовательность их действий.