Сравнив смех здоровых людей и пациентов с диагностированной деменцией, британские ученые обнаружили между ними существенные различия: больные явно предпочитают простые, гротескные комедии и шутки.
Для исследований сотрудники Университетского колледжа Лондона (UCL) отобрали 48 пациентов, страдавших от типичных возрастных нейродегенеративных заболеваний – лобно-височной деменции (Frontal-Temporal Dementia, FTD) и болезни Альцгеймера. Также в исследовании участвовала группа из 21 здорового добровольца того же возраста. Им, в частности, предлагалось выбрать любимые комедийные фильмы из списка, содержавшего ленты в манере буффонады (скажем, «Мистер Бин»), сатиры («Да, господин министр») или выраженно абсурдный юмор («Монти Пайтон»). Представители группы «больных» гораздо чаще предпочитали гротесковые, карикатурные фильмы более сложному сатирическому или абсурдному юмору.
Также авторы исследования собрали свидетельства близких больных FTD, опросив их о случаях самого странного поведения, которое они демонстрировали за последние 15 лет. И некоторые из них, действительно, отметили изменения чувства юмора: еще до официальной постановки диагноза люди вдруг начинали ценить черный юмор. Причем действительно черный, порой находя невероятно уморительными даже самые трагические случаи из жизни или сцены в кино. Один из них долго смеялся, увидев, как его жена сильно ошпарилась. Некоторые устраивали истерический хохот, увидев что-то, что нормальный человек вряд ли счел бы смешным – например, лающего пса или плохо припаркованную машину.
По словам одной из авторов работы Камиллы Кларк (Camilla Clark), «поскольку чувство юмора является для нас определяющим, поскольку оно используется для выстраивания взаимоотношений с окружающими, то изменения в том, что кажется нам смешным, может указывать на далеко идущие последствия». «Юмор может быть чрезвычайно чувствительным инструментом для диагностирования деменции, – добавляет она, – ведь он вовлекает такие разные аспекты работы мозга, как логика, эмоции и социальное внимание».
Осталось заметить, что единичная работа, да еще при столь малых объемах выборки – отнюдь не приговор любителям черного юмора или буффонады. В конце концов, авторы указывают лишь на изменившееся чувство смешного. Тем же, кто с самого детства любит позубоскалить над чем-нибудь невеселым, диагноз на этом основании ставить не стоит.