Канадские ученые впервые показали, что музыкальные коллективы синхронизируют движения в соответствии с колебаниями тела солиста, способствуя улучшению качества исполнения.
Важным условием достижения общей цели выступает координация во времени и пространстве. Частным проявлением такого поведения является согласованность действий индивидов, которая, помимо прочего, позволяет модулировать психическое состояние всей группы. Например, синхронное перемещение может повышать доверие среди младенцев и взрослых. Схожий механизм лежит в основе религиозных, спортивных и культурных мероприятий. Так, колебания тела ведущего музыканта обычно предшествуют движениям аккомпаниатора, которые, в свою очередь, регулируют темп композиции через остальной ансамбль. Однако то, влияет ли подобное взаимодействие на качество исполнения, неясно.
Чтобы проверить это, специалисты из Университета Макмастера провели эксперимент с двумя профессиональными струнными квартетами — Cecilia String Quartet и Afiara Quartet. Коллективы должны были сыграть по 12 хоралов Иоганна Себастьяна Баха или пьес Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна — последние, как правило, предполагают наличие ведущего музыканта. Произведения исполнялись двумя способами: испытуемые располагались по кругу лицом к лицу и могли видеть друг друга; или спинами. В начале сессии каждому артисту выдавали лист, в котором была указана его роль (ведущего или второго). При этом в некоторых случаях ведущими были все музыканты или никто из них.
Одновременно колебания тела исполнителей фиксировались с помощью 24 видеокамер с технологией трехмерного захвата движения отражающими маркерами. Четыре метки размещались на голове музыкантов и позволяли описать динамику всей верхней половины туловища. Зависимость движений в квартетах определялась по причинности Грэнджера — эта величина используется для выявления связи между временными рядами. После каждого испытания артисты также могли указать, кто, по их мнению, выполнял роль ведущего, и оценить результат исполнения по пятибалльной шкале и трем критериям: общее качество, временная согласованность и степень легкости, с которой удавалось достичь координации.
Анализ подтвердил, что при условии непосредственного наблюдения колебания тел в коллективе, исполнявшем хоралы, в большей степени синхронизировались с движениями ведущего музыканта. Причем артисты сравнительно точно определяли его роль, а показатель согласованности действий положительно коррелировал с качеством исполнения. Схожие тенденции наблюдались во втором квартете, который играл классические произведения. Однако в этом случае артисты хуже выявляли назначенного ведущего музыканта. По мнению авторов, это может быть связано с особенностями пьес: они изначально предусматривали распределение ролей. Работа впервые показала зависимость действий музыкантов от солиста.
Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ранее ученые проанализировали мозговую активность Стинга на прослушивание и сочинение музыки.