Зимние дороги – это всегда повышенная опасность и увеличенные расходы. Чтобы избавиться от корки снега и льда, трассы приходится обрабатывать специальными реагентами, вредными для автомобилей, обуви и для окружающей среды. Хуже того, все эти меры лишь временные: приходит новая непогода, и все приходится начинать с начала. Однако новая разработка ученых из Турции обещает решить эту проблему если не навсегда, то надолго.
Американское химическое общество (ACS) сообщает о материале, созданном разработчиками стамбульского Университета Коч, – дорожном покрытии, которое препятствует образованию ледяной корки при минусовых температурах. Для этого в битум – основной компонент асфальтовой смеси – добавляется обычная противогололедная соль, или формиат калия, связанный стирол-бутадиен–стирольным (SBS) полимером.
Лабораторные эксперименты показали, что формиат калия мало-помалу выделяется на поверхность такого покрытия, затрудняя образование ледяной корки в течение нескольких месяцев. При этом авторы отмечают, что в реальных «полевых» условиях он может работать годами за счет того, что давление автомобильных шин позволяет соли выделяться медленнее.
По их данным, на остальные свойства дорожного полотна эта добавка не влияет, а вот дорожным службам поможет сэкономить деньги и ресурсы, необходимые на регулярную обработку трасс и их ремонт после разрушений, созданных льдом. Если разработка действительно хорошо покажет себя в реальных условиях эксплуатации и будет запущена в производство, она сохранит немало средств, времени и жизней.