Представим себе, что перед нами стоит задача выяснить текущее положение дел в заброшенном подземелье, куда людей посылать не хочется, так как это очень опасно.
Новые подземные беспилотники займутся изучением и 3D-картированием старых шахт. Удаленно управляемый пилотом аппарат сможет изучать состояние шахты и ее несущих конструкций, определять состояние и места обрушения кровли, находить и вести мониторинг скопления воды, а также осуществлять поиск когда-то пропущенных при разработке участков, богатых полезными ископаемыми. В роли разработчиков выступают Крэйг Линдли (Craig Lindley) и его коллеги из Государственного объединения научных и прикладных исследований – исследовательского агентства правительства Австралии.
Конструкторами взят за основу четырехмоторный коммерческий дрон-беспилотник, оснащенный мощными светодиодными фонарями, камерой и сонаром. Сначала разработчиками был испробован режим показа от «первого лица», но от него пришлось отказаться – при длительных перелетах под землей с ним практически невозможно не зацепить стен.
«Просмотр от первого лица в действительности сложен, так как показывает нам только одно направление, не давая полного представления об обстановке вокруг», – комментирует Линдли.
Разработчикам пришлось создать специальный программный пакет VoxelNet, который по передаваемым с беспилотника данным строит трехмерную модель подземного пространства и «вклеивает» в нее силуэт носителя. Его оператор может заниматься своим делом, видя ситуацию вокруг во всех подробностях. На сегодняшний день видеосъемка десятиметрового участка шахты занимает примерно 20 минут.
Более экономичное по объемам получаемых и передаваемых данных сканирование при помощи ультразвукового сонара занимает меньше времени. Это значит, что построение 3D-модели местности может выполняться быстрее и даже, возможно, в режиме реального времени. Еще одна идея конструкторов заключается в том, чтобы построить картинку непосредственно на борту дрона с целью передавать на операторское место уже ее, что будет еще экономичнее по объему.
Эта задача сопрягается с еще одной: навигация с внешним управлением требует GPS, которая «не достает» до подземных глубин. Логично сделать дрон автономным, чтобы он мог выполнять свои задачи самостоятельно. Отправил его и ждешь, пока вернется.
Дополнением оснастки аппарата служит лидар, опираясь на данные которого тоже можно строить карту, и датчик, фиксирующий флуоресцентное свечение горных пород.