Ожидаемая продолжительность жизни в США падает уже второй год; виноват героин и другие опиаты. Возможно, остановить неуклонно растущий график смертности от предозировок тяжелыми наркотиками поможет новый препарат - “вакцина” от опиоидной зависимости, уже протестированная на мышах и крысах.
Исследователи из Национального военно-медицинского центра Уолтера Рида (WRAIR), работающие в программе исследования ВИЧ (MHRP), разработали вещество, которое блокирует действие героина. Препарат уже протестирован на животных — лабораторных мышах и крысах.
Попадая в тело, «вакцина» высвобождает антитела, которые препятствуют прохождению молекул опиоидов через гемато-энцефалический барьер. Для наркозависимого это означает, что вне зависимости от полученной дозы он не испытывает психоактивных эффектов наркотика. В состав вакцины также входит адъювант — комплекс Army Liposome Formulation, усиливающий иммунный ответ на токсин (в данном случае наркотики опиоидного ряда).
Подобных «вакцин» разработано уже несколько; создатели препарата WRAIR пока не сравнивали эффективность своей «вакцины» с другими, однако препарат оказался эффективнее предыдущей разработки того же института и более стабильным. Стабильность препарата продлит срок годности и облегчит производство и хранение.
В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Medicinal Chemistry, отмечается, что препарат предотвращает попадание в мозг не только героина, но и других веществ опиоидного ряда: гидрокодона, оксикодона, гидроморфона, оксиморфона и кодеина; он снижает токсичное действие больших доз героина, что делает его хорошим кандидатом в препараты для терапии и профилактики передозировки.
Антитела препарата, разработанного WRAIR, не связываются с рядом других опиатов: метадоном, бупренорфином, трамадолом, фентанилом и пр. Фентанил — один из сильнейших наркотиков этого ряда, в 100 раз более аддиктивный и опасный, чем героин, поэтому борьба с зависимостью от фентанила и передозировками — одно из ключевых направлений подобных исследователей. «Вакцину» от фентанила уже создали и протестировали на мышах исследователи из научно-исследовательского института Скриппса; она оказалась эффективной, но клинических исследований на людях до сих пор не проводилось.
Неспособность антител WRAIR связываться с метадоном и бупренорфином позволяет использовать их одновременно с заместительной метадоновой и бупренорфиновой терапией. В России заместительная терапия запрещена, однако в ряде стран используется для лечения наркозависимости и дает ощутимые результаты. То, что антитела не связываются с налоксоном, позволяет не отказываться и от этого препарата, который часто используют при реанимации в случае передозировки героина как антидот, предотвращающий коллапс легких.
На то, чтобы завершить клинические исследования новой «вакцины» и вывести препарат на рынок, может потребоваться несколько лет. Сейчас создатели препарата ищут финансирование; продолжать его разработку будет фармацевтическая компания Opiant Pharmaceuticals.