Некоторые банковские работники - потенциальные мошенники, выяснили психологи.
©Wikipedia
Эксперимент был поставлен учеными из Швейцарии и США. Для его проведения исследователи отобрали 128 добровольцев, работающих в одном из крупных международных банков. В случайном порядке люди были разбиты на две группы. Первую группу (экпериментальную) ждал подробный опрос на тему их профессиональных обязанностей, вторую (контрольную) — вопросы общего характера, не относящиеся к работе (скажем, «Как часто вы смотрите телевизор?»).
Следующим этапом эксперимента стало подбрасывание монетки — добровольцам предложили подкидывать монетку 10 раз подряд. Перед каждым броском ученые сообщали, какая сторона монеты — орел или решка — в этот раз принесет участникам денежное вознаграждение. Контрольная группа показала результат — 51,6% выигрышных бросков, а экспериментальная (то есть та, в которой людям перед этим активно напоминали об их профессии банковского служащего) — 58,2%. При этом выяснилось, что 25% участников экспериментальной группы обманули исследователей, чтобы получить выигрыш.
Интересно, что такая ситуация, как выяснили ученые, характерна только в среде банковских работников. Дело в том, что подобный эксперимент те же исследователи поставили и для представителей других профессий, но никакого резкого скачка жульничества среди них не наблюдалось.
Мнение ученых по итогам эксперимента звучит вполне недвусмысленно: культура и ценности, принятые в банковской среде, хотя и неявно, но поощряют бесчестное поведение (вероятно, поэтому люди склонны все меньше доверять банкам). В связи с этим ученые даже предложили ввести для банковских служащих нечто вроде клятвы Гиппократа, а заодно и курсы этики. По мнению исследователей, такие меры заставят работников данной отрасли задуматься о моральной стороне вопроса и последствиях своих поступков, а не только о том, как получить прибыль.