Рубрика Психология

Потребность в самовыражении согласовали с теорией эволюции

Американские психологи пришли к выводу, что потребность в самоактуализации может быть основана на поиске уважения, а не удовольствия.

Впервые иерархическую модель потребностей человека американский психолог Абрахам Маслоу предложил в 1943 году. В упрощенном виде она может быть представлена как пирамида из семи ступеней, восхождение на которую должно быть строго последовательным. Так, социальные мотивы (любовь, репутация), согласно концепции, невозможны без выражения физиологических — голода и безопасности, а положение в обществе (четвертая ступень) всегда важнее, чем познание (пятая). Пику пирамиды соответствует самоактуализация — полное раскрытие потенциала личности. Примерами поведения на этом уровне могут служить занятия искусством, при этом, по Маслоу, их конечной целью выступает собственное удовольствие.

 

Несмотря на популярность, эта модель неоднократно подвергалась критике (современная психология, в отличие от коучинга, относится к ней скептически). В частности, поступательное движение вида в рамках онто- и филогенеза от проблем выживания к развлечениям сомнительно с точки зрения эволюции. Тем не менее, ряд наблюдений подтверждают, что поведение человека могут определять автономные иерархические подсистемы мотивации, условно соответствующие ступеням пирамиды Маслоу. Авторы новой работы предположили, что в основе высшей, самоактуализации, лежит биологически значимый мотив поиска статуса. Причем такая связь, вероятно, может зависеть от пола, возраста, наличия семьи и детей.

 

Чтобы проверить это, они провели серию опросов. На первом этапе 517 человек в возрасте 18–74 лет попросили своими словами описать смысл понятия «самоактуализация». Затем добровольцам сообщили классическое определение и предложили представить, что бы они делали при условии уже состоявшегося раскрытия собственного потенциала. После этого участники оценили встречаемость в ответах семи фундаментальных потребностей: в безопасности, здоровье, принадлежности, уважении, формировании и поддержании романтических отношений и заботе о детях. Анализ показал, что значительно чаще респонденты ассоциировали самоактуализацию с поиском статуса.

 

Встречаемость мотивов поиска статуса (сплошная линия), принадлежности (пунктирная линия) и романтических отношений (штриховая линия) у мужчин и женщин при самореализации (a), эвдемоническом (b), гедонистическом (c) и субъективном (d) благополучии / ©Jaimie Arona Krems et al., Personality and Social Psychology Bulletin, 2017

 

Гипотеза о связи самоактуализации с личной историей также подтвердилась: в восприятии опрошенных потребность в повышении статуса нередко сопоставлялась с важностью формирования и поддержания романтических отношений. На втором этапе ученые выяснили, не объясняется ли тенденция индивидуальными особенностями. Для этого процедуру повторили на 565 других добровольцах, но на этот раз мотив сравнивался с тремя похожими категориями. Так, респонденты должны были рассказать, что бы они делали, имея четкую жизненную цель, широкий доступ к наслаждениям и ресурсы для избегания боли, обладали субъективным благополучием (во всех сферах жизни) или достигли самоактуализации.

 

Результаты этого исследования повторили прошлые. Поиск уважения был специфичен для самореализации и хуже ассоциировался с иными видами благополучия. Для сравнения, эвдемонизм (цель жизни) и субъективное счастье коррелировали скорее с потребностью в принадлежности к чему-либо, гедонизм (наслаждения) — со стремлением к защите. Примечательно, что у мужчин связь между статусом и самореализацией была более выраженной, тогда как для женщин в случае раскрытия своего потенциала примерно одинаковую значимость имели положение в обществе, безопасность и принадлежность. По мнению авторов, такая интерпретация лучше согласуется с эволюционным подходом, чем традиционная.

 

Статья опубликована в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

 

Ранее ученые воспользовались эволюционной биологией для объяснения сниженной мотивации женщин к спортивным достижениям.