Международная группа ученых показала, что люди могут с точностью выше случайной ассоциировать имя с внешностью незнакомого человека. Результаты работы опубликованы в The Journal of Personality and Social Psychology.
Известно, что лицо человека влияет на то, как он воспринимается окружающими. Так, прошлые работы показали, что строение лица влияет на оценку сторонними наблюдателями социального статуса, поведения и предпочтений его обладателя. Схожие свойства наблюдаются у имен, при этом предполагается, что они также ассоциируются со стереотипом о том, как должен выглядеть их носитель, и могут косвенно влиять на внешность. До сих пор, однако, масштабных исследований о связи имени с восприятием облика не проводилось.
Чтобы восполнить пробел, ученые из Еврейского университета в Иерусалиме и других вузов провели восемь экспериментов. Участие в первых четырех приняли 414 человек из Франции и Израиля. В ходе работы они должны были подобрать к каждой фотографии одно из четырех или пяти имен, которые, по их мнению, наиболее подходят указанному лицу. Эксперименты проводились в разных вариациях, например одной группе демонстрировались только фотографии и имена из их культуры, тогда как другой — смешанные стимулы.
На втором этапе авторы обучили определять имена по фотографиям глубокую сверточную нейросеть. Для этого они использовали 94031 снимок из социальной сети (по 500–9000 изображений для каждого из 28 французских имен): на 80 процентах фотографий алгоритм тренировался, 20 процентов были проверочными.
Анализ показал, что в каждом из четырех первых экспериментов точность определения имени составила 25–40 процентов, что выше случайного показателя (20–25 процентов). При этом сопутствующие факторы, например возраст и этническая принадлежность, значительно на тенденцию не влияли. В свою очередь, у искусственной нейросети точность распознавания имени также оказалась относительно высокой: 54–64 процента против 50 процентов для случайного выбора.
По мнению авторов, объяснить такую точность могут культурные стереотипы, связанные с именами. В качестве примера они приводят социальные ожидания от человека по имени Боб: в представлении окружающих он вероятнее, чем Тим, будет иметь округлое лицо. Достигать соответствия между именем и элементами внешнего вида люди могут с помощью различных способов, в том числе определенных стрижек, корректирующих лицо и образ в целом, считают ученые.