Российские ученые совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провели сравнительный анализ психологических границ людей, живущих в разных странах, обнаружив, что возраст и пол играют куда большую роль в их формировании, чем культура.
Каждый день человек защищает свои границы в отношении собственного тела, дома, личных вещей, вкусов и ценностей. Люди, чьи границы четко определены в каждой из этих областей, считаются «суверенными лицами», а люди с плохо определенными границами называются «лишенными». Если ребенок воспитывается в благоприятной семейной атмосфере и его пожелания уважаются и исполняются, ему не требуется дополнительная защита, а его личные границы остаются нетронутыми. Таким образом, уровень личного суверенитета отражает степень, в которой семья готова уважать растущие потребности ребенка.
Чтобы понять, как культура каждого конкретного общества влияет на формирование личного суверенитета, международная группа ученых под руководством профессора НИУ ВШЭ Софьи Нартовой-Бочавер совместно с коллегами из Ереванского государственного университета и Китайского университета Сямынь провела сравнительные межкультурные исследования. Всего было опрошено 780 человек: 361 мужчина и 419 женщин, из которых 223 были из Армении, 277 из Китая и 280 из России. Респонденты также принадлежали к двум возрастным группам: подростки в возрасте 13 лет и молодежь в возрасте 21 года.
Выбор стран был обусловлен общим историческим опытом социализма и коллективизма. В то же время, по словам ученых, каждая страна определяет свой набор ценностей: Армения придает большее значение таким традиционным ценностям, как религия и семья, в то время как китайское и российское общества разделяют более светские и рациональные взгляды. Результаты исследования опубликованы в журнале Psychology in Russia.
Респонденты заполняли специально разработанную анкету, в которой либо соглашались, либо не соглашались с 67 утверждениями, относящимися к шести параметрам личного суверенитета. Каждое утверждение описывает ситуацию, которую респонденты могут найти неприятной или провокационной, среди которых были варианты «Даже будучи ребенком, я был уверен, что никто не трогал мои игрушки, когда меня не было» или «Я часто чувствовал себя обиженным, когда взрослые наказывали меня шлепками и наручниками».
Результаты показали, что окружающая культура не влияет на общий уровень личного суверенитета. Тем не менее отдельные параметры сильно различались между странами. Например, китайские респонденты были склонны защищать свои вкусы и ценности, русские сильнее всего выражали суверенитет в отношении своего тела, а армяне меньше всего беспокоились о суверенитете вещей. По возрастным группам у молодежи был более высокий уровень личного суверенитета, чем у подростков. Это было отражено прежде всего в отношении к личному времени и пространству.
Исследование не выявило существенных гендерных различий, однако ученые подчеркивают, что женщины имели более четко определенные психологические границы в отношении своих временных привычек и ценностей, в то время как мужчины больше озабочены личной территорией. При учете гендерных факторов и культуры исследователи обнаружили, что в Армении и России мужчины более непреклонны в своих социальных контактах, в то время как в Китае эти черты проявляли женщины. Кроме того, выяснилось, что в России и Китае уровень личного суверенитета увеличивается с возрастом, в то время как в Армении такой тенденции не наблюдается.
По мнению авторов исследования, полученные результаты могут быть полезны при разработке программ личностного роста, в этнопсихологических исследованиях и социальной практике.