Психологи утверждают, что фотографирование музейных экспонатов не помогает человеку запомнить все увиденное.
Специалист Фэрфилдского университета (США) Линда Хенкель в статье, опубликованной в журнале Psychological Science, пишет:
– Насколько попытки запечатлеть определенные моменты жизни на фотографии соответствуют тому, что человеку в итоге действительно запоминается? Об этом известно удивительно мало. С одной стороны, фотографирование может положительно влиять на память, так как помогает сконцентрировать свое внимание и таким образом запомнить события. С другой стороны, сам процесс фотографирования может и отвлекать внимание, как, к примеру, использование мобильного телефона за рулем.
В ходе исследования Хенкель провела ряд экспериментов, в первом из которых участвовали 27 студентов. Они отправились на экскурсию в музей при университете и должны были обратить особое внимание на определенные экспонаты. Некоторые из них разрешалось фотографировать. На следующий день испытуемых попросили перечислить экспонаты, которые было разрешено фотографировать, а также написать названия всех запомнившихся и выбрать из ряда представленных произведений искусств те, что они видели во время экскурсии. Оказалось, что участники не могли точно ответить на вопросы в основном о тех экспонатах, которые они фотографировали.
Тогда Хенкель провела следующий эксперимент, в котором приняли участие 46 студентов. Их просили сфотографировать определенную деталь произведения искусства. Опыт показал, что именно тогда, когда в объектив камеры попадала только отдельная часть экспоната, испытуемые лучше запоминали весь сфотографированный объект.
Таким образом, Хенкель считает, что фотография не всегда помогает человеку запомнить событие. В будущем она планирует выяснить, каким образом на результаты исследования повлиял тот факт, что участники фотографировали определенные произведения искусства не по своему желанию, а по указанию экспериментатора.