Рубрика Психология

Чтение глянцевых журналов изменило восприятие чужой внешности

Исследователи пришли к выводу, что всего 15 минут чтения модных журналов способны изменить восприятие «идеальной фигуры». По мнению ученых, это влияние может приводить к ухудшению самооценки и расстройствам психики.

Считается, что обилие фотографий худых топ-моделей на рекламных плакатах и в Интернете отражается на стандартах красоты и заставляет большинство женщин воспринимать свою внешность в негативном ключе. Однако оценить влияние этих образов независимо от других факторов сложно из-за того, что жители городов с самого рождения окружены подобными фотографиями.

 

Чтобы подтвердить или опровергнуть этот факт, ученые провели исследование в нескольких деревнях Москитового берега в Никарагуа. В этих деревнях пока нет электричества, поэтому их жители почти не сталкиваются с влиянием телевидения и Интернета. В преддверии электрификации региона исследователи оценили, действительно ли современные медиастандарты способны влиять на самооценку.

 

Участниками исследования стали по 40 женщин и мужчин в возрасте от 16 до 78 лет. На первом этапе работы ученые попросили их смоделировать идеальную женскую фигуру с помощью специальной компьютерной программы. Она включала возможность выбрать тип фигуры («груша» или «песочные часы») и варьировать массу тела. Затем участникам показали фотографии моделей из британских и американских каталогов одежды и модных журналов. Половине участников показали 72 фотографии «типичных» моделей, демонстрировавших одежду 4–6 британских размеров (размеры XXS и XS соответственно). Другая группа видела снимки моделей «плюс-сайз», на них была одежда 16–28 размеров (размеры L–BXL). Фотографии показывались попарно, и людям необходимо было выбрать более привлекательную в каждой паре. Этот этап длился 15 минут.

Изображения минимального и максимального размера, созданные в программе, bioRxiv

 

На финальном этапе эксперимента участники снова смоделировали изображение идеальной фигуры. Те, кто видел фотографии худых девушек, в среднем уменьшили размер «идеала». Представители другой группы, напротив, придали своей модели больший объем по сравнению с началом эксперимента.

 

Авторы подчеркивают: неизвестно, долго ли сохраняется подобный эффект. Однако жители промышленно развитых стран сталкиваются с идеализированными рекламными образами ежедневно, поэтому постоянно находятся под влиянием медиа. По словам ученых, такое воздействие может не только вызвать у зрителей неуверенность в себе, но и привести к тяжелым расстройствам пищевого поведения — например к анорексии.

 

Исследование доступно на сайте bioRxiv.

 

Ранее судьей в конкурсе красоты стал искусственный интеллект. В конкурсе принимали участие и мужчины, и женщины.