Американские ученые впервые показали, что граждане США склонны воспринимать чернокожих мужчин как более высоких, массивных, мускулистых и угрожающих по сравнению с белокожими мужчинами той же комплекции. Результаты работы опубликованы в The Journal of Personality and Social Psychology.
Многочисленные исследования прошлых лет показали, что отношение к чернокожим людям значительно чаще, чем к белокожим, базируется на отрицательных стереотипах и предрассудках. Так, несмотря на относительно успешную интеграцию чернокожих граждан в социальные и государственные институты разных стран, испытуемые до сих пор склонны воспринимать их как в целом более агрессивных, опасных и расположенных к насилию. Кроме того, известно, что безопасные предметы в руках чернокожих мужчин (например, банка содовой) легче, чем в руках белокожих, принимаются сторонними наблюдателями за оружие.
Примечательно, что подобные установки характерны и для представителей власти. В 2014 году офицер полиции Милуоки Кристофер Мэнни (Christopher Manney) в целях самозащиты 14 раз выстрелил в безоружного афроамериканца Донтре Гамильтона (Dontre Hamilton). Решение о применении оружия правоохранитель объяснил в том числе тем, что убитый был настолько крупным, что не мог быть остановлен иным способом. Между тем, согласно материалам вскрытия, рост Гамильтона составлял около 173 сантиметров, вес — 76,6 килограмма. Чтобы оценить специфику таких искажений и обратить внимание общественности на проблему, ученые проводят соответствующие эксперименты, однако до сих пор то, как именно люди склонны воспринимать форму тела чернокожих, не изучалось.
Участие в новой работе, авторами которой выступили психологи из Государственного университета Монтклер и Университета Майями, приняли 1154 американцев разных возраста, пола и расы. В серии экспериментов отдельным группам добровольцев демонстрировали набор цветных фотографий (только лицо или только тело ниже лица), на которых были изображены молодые белокожие и чернокожие мужчины схожей комплекции (в основном игроки в американский футбол). Испытуемые должны были оценить их по различным критериям: рост, вес, мускулатура, предполагаемая эффективность в драке, допустимость применения силы со стороны полиции при условии, что мужчина безоружен.
На последнем этапе участникам показывали 16 снимков с телами ниже головы и выше лодыжек, при этом на них были запечатлены только белокожие мужчины, а к изображениям применялась инверсия цвета. Фотографии предъявлялись таким образом, чтобы создать у добровольцев, которые должны были оценить рост и вес мужчин, впечатление принадлежности к разным расам.
Согласно анализу, участники всех экспериментов, в том числе чернокожие, в среднем чаще воспринимали чернокожих мужчин как более высоких, массивных и мускулистых. Белокожие испытуемые также оказались склонны считать, что чернокожие мужчины могут принести больше вреда в открытом конфликте, а применение силы со стороны полиции в их случае было бы более правомерным. Любопытно, что аналогичная тенденция наблюдалась и в последнем эксперименте. Так, добровольцы предполагали, что мужчины, которые кажутся им чернокожими, имеют в среднем больший вес (87,3 против 86,4 килограмма) и рост (182,5 против 181,4 сантиметра), чем белокожие.
По мнению авторов, полученные данные указывают на систематическую ошибку восприятия, когда речь заходит о чернокожих людях. Тем не менее, работа не позволяет оценить, как такие искажения проявляются в естественных условиях, например в экстремальных ситуациях, в которых могут оказаться сотрудники полиции. Прояснить это планируется в дальнейших исследованиях.
В последние годы ученые все чаще обращают внимание на случаи притеснения отдельных категорий граждан. Ранее британский профессор Пол Миллер (Paul Miller) пришел к выводу, что в образовательных учреждениях Соединенного Королевства действует неофициальный запрет на карьерный рост представителей этнических меньшинств и сформулировал на основе проведенного анализа специальную теорию.