Как формируется зависимость от табака, почему не всегда получается бросить курить, чем опасны вейпы и электронные сигареты и как работает никотинозаместительная терапия? Рассказывает врач Маринэ Гамбарян.
— Как формируется зависимость от табака? Сколько нужно курить, чтобы появилась устойчивая привычка? Достаточно ли одной сигареты, чтобы выработалась зависимость?
— За табачную зависимость отвечает никотин – психоактивное вещество, содержащееся в табаке. В целом привычка формируется следующим образом: в головном мозге существуют так называемые ацетилхолинергические рецепторы. Из табачного дыма никотин за секунды поступает в мозг во время курения, стимулирует эти рецепторы, а те высвобождают дофамин – вещество, которое отвечает за приятные ощущения. Поэтому дофамин участвует в формировании мотивации к курению и подкреплению эффекта удовлетворения.
Но этот процесс происходит не сразу: зависимость формируется в несколько стадий. На начальной стадии человек испытывает признаки никотиновой интоксикации – не очень приятные ощущения – головокружение, легкую тошноту, слабость. Если человек продолжает курить, у него вырабатывается привыкание, признаки интоксикации постепенно проходят, возникает физиологическая привязанность – толерантность и человек начинает курить регулярно.
Дальнейшее регулярное поступление никотина ведет к ряду клеточных реакций, количественным и качественным изменениям рецепторов. По мере приумножения количества никотиновых рецепторов, формируется зависимость: теперь требуется все больше и больше никотина, для обеспечения «хорошего» самочувствия, и как только концентрация никотина в крови снижается, рецепторы требуют еще. Это и есть устойчивая зависимость.
Курильщику без очередной сигареты плохо, могут возникать даже соматические реакции, обозначаемые абстиненцией. Как быстро она формируется, точно сказать нельзя – от нескольких до пары десятков лет: у всех этот процесс протекает по-разному.
Недавние исследования показали, что развитию зависимости способствует генетический фактор: так, у курящих родителей дети более подвержены никотиновой зависимости, чем у некурящих. Более того, выяснилось, что существует определенный ген, который в мутированном состоянии замедляет развитие зависимости и выведение никотина из крови – обладатели данного гена не склонны к частому курению. Проще говоря, есть люди, которые могут курить и могут также спокойно не курить, но есть и те, кто после 10 сигарет становятся серьезными зависимыми курильщиками.
С наследственностью, конечно, не поспоришь, но важно помнить, что в табачной зависимости большую роль играет психологическая зависимость и поведенческие расстройства. Табачная зависимость – это комплекс физиологических, психологических и поведенческих расстройств, в основе которого – зависимость от никотина.
— Какие состояния вызывают синдром отмены и почему так тяжело его перенести? Почему «срываются» даже те, кто твердо решил отказаться от привычки?
— Как только никотин перестает поступать в мозг, и никотиновые рецепторы не могут больше вырабатывать дофамин, у человека возникает абстиненция, нехватка наркотика. По яркости ощущений никотин уступает другим наркотикам, но по скорости возникновения зависимости он превосходит даже кокаин и героин. Зависимость не только формируется гораздо быстрее, но и становится очень стойкой.
Фактически курящий человек может чувствовать себя хорошо исключительно в состоянии наркотической интоксикации никотином, а как только его становится меньше, у курильщика появляется раздражительность, тревожность, могут возникнуть неприятные соматические реакции: головная боль, повышение давления, дискомфорт в области сердца или желудка, жалобы на одышку, появление кашля, сильное потоотделение, слабость.
При длительном пребывании без никотина ухудшается сон, появляется нервозность, чтобы компенсировать эти симптомы, люди начинают много есть. Есть абстинентные симптомы, которые длятся и дольше – например, начинаются запоры, развивается бессонница. У одних пациентов эти симптомы могут быть ярко выраженными, у других – в меньшей степени. Очень часто, боязнь симптомов отмены не позволяет курильщику сделать попытку отказаться от курения. Между тем, знания о возможных симптомах отмены и способах их преодоления могут сделать отказ от курения максимально «безболезненным».
— В попытках компенсировать нехватку никотина многие переходят на вейпы, электронные сигареты и прочее – есть ли в этом смысл?
— Этого нельзя делать ни в коем случае. Вейпы и любые другие электронные системы доставки никотина, а также электронные системы нагревания табака все равно содержат никотин. Более того, мы даже не знаем, сколько его в этих изделиях содержится (производители это скрывают), к тому же никотин в них – синтетический и очень токсичный.
Единственная цель производителей этих продуктов – поддержать никотиновую зависимость у курильщиков, и их ни в коем случае нельзя сравнивать со средствами, которые направлены на ее лечение. Люди, которые переходят на вейпы или электронные сигареты в лучшем случае остаются на них, а в худшем, и в большинстве случаев, – становятся двойными курильщиками, так как обычно эти устройства не дают им того удовлетворения, которое дают сигареты.
Так было в свое время с легкими сигаретами: курильщики переходили на них, думая, что они таким образом снижают вред, причиняемый сигаретами организму, но курить они так и не бросали. Рекомендовать все вышеперечисленные устройства как средства борьбы с зависимостью точно нельзя.
До сих пор не было исследований, которые бы доказали, что вейпы и электронные сигареты более эффективны или также эффективны, как никотинзаместительная терапия, то есть доставка никотина посредством терапевтических препаратов. Однако недавно было проведено исследование, результаты которого показали, что с помощью электронных сигарет люди бросали курить в 18% случаях, а с помощью никотинозаместительных препаратов – в 9,9%.
Однако при этом более 70% курильщиков, отказавшихся от сигарет с помощью вейпов, продолжили использовать электронные сигареты, а те, кто не бросил курить, а их было 82%, – потребляли и обычные и электронные сигареты. В ходе ряда когортных исследований удалось выяснить, что при попытках заменить обычное курение электронными сигаретами, объем вреда для организма совсем не снижается.
Например, у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) или с риском ХОБЛ такие попытки не только не способствуют отказу от курения, но и ухудшают ситуацию пациентов, приводя к более частым и тяжелым обострениям болезни, более стремительному снижению функции дыхания.
– Можно ли бросить курить своими силами, не прибегая к терапии – решиться и больше не брать сигарету в руки? И не будет ли это вредным шоком для организма?
– Кому-то это дается тяжело, кому-то не очень – это связано с тем, что никотиновая зависимость и курительное поведение бывают разные. Ещё в 1976 году американский ученый Д. Хорн выдвинул шкалу оценки типов курительного поведения. У заядлых курильщиков он выделил такие типы поведения как «жажда» и «рефлекс»: одни физически не могут долгое время существовать без сигарет, другие выкуривают одну за другой, просто не замечая.
Но многие люди курят ради удовольствия, и, хоть они и курят меньше, им бороться с привычкой тоже сложно, так как с помощью курения они заглушают негативные эмоции или наоборот усиливают расслабляющий эффект. Шансы на успех в самостоятельной борьбе с привычкой во многом зависят от выраженности никотиновой зависимости и типа поведения, и, конечно, от настроя самого курящего. Позитивный настрой и твердое желание отказаться от курения – залог успеха.
Тем, у кого зависимость сильная, бросить курить будет трудно, поэтому им более чем другим курильщикам необходима поддержка и помощь, в том числе фармакологическая. Отказ от курения в любом случае отражается на организме исключительно позитивно. Безусловно, у человека могут появиться не очень приятные ощущения синдрома отмены: тревога, нарушение внимания, раздражительность, увеличение аппетита, но ни одно из них не смертельно и не станет шоком для здоровья.
Врачи, работая с пациентами, которые сталкиваются с этими симптомами, учат их преодолевать и рассказывают, что делать, как бороться с желанием покурить: что есть, что пить, чем заниматься. Даже если человек получает фармакологическую помощь, такая поведенческая поддержка все равно будет ему полезна.
– Как работает терапия для желающих побороть никотиновую зависимость? Какие рецепторы активируются, или, наоборот, становятся менее чувствительными?
– Никотинозаместительная терапия, как мы можем понять из названия, замещает никотин, который человек стремится получать от сигарет. Фармакокинетика и дозировки никотина в этих терапевтических формах совершенно другие, нежели в табачном дыме и аэрозолях электронных сигарет. Поэтому с одной стороны они не оказывают того вредного воздействия, что табачный дым, а с другой – полного удовлетворения никотинового голода они также не дают.
Но их цель – вступить в конкуренцию с никотином от сигарет за возможность создать связь с рецепторами и обеспечить тот же эффект. Уменьшающиеся в течение курса лечения дозировки поступающего с препаратами никотина должны обеспечить никотиновым рецепторам возможность адаптироваться к меньшему количеству никотина, а далее, и к «новым» условиям – жизни без него. Зависимость становится все слабее. К концу терапии рецепторы просто перестают требовать новые порции никотина.
Сегодня пациентам доступен и инновационный лекарственный препарат, не содержащий никотин. Он действует иначе: его можно назначать еще на фоне курения, поэтому он позволяет снизить психологический барьер – нервозность от того, что уже завтра нужно навсегда отказаться от сигарет. При приеме такого средства у человека есть возможность свыкнуться со своим решением быстрее и более безболезненно привыкнуть к жизни без курения, в отличие от никотинзаместительной терапии, сочетать которую с сигаретами категорически нельзя, чтобы избежать удвоенного потребления никотина.
Этот препарат имеет двойное действие: с одной стороны, он частично стимулирует никотиновые рецепторы, и те высвобождают небольшие порции дофамина, с другой — сообщается с никотиновыми рецепторами, блокируя связывание никотина из табака, снижая, таким образом удовольствие от курения.
– К какому врачу нужно обратиться человеку, который планирует бросить курить? Кто назначает подобные препараты и может рассказать, как они действуют?
– Каждый врач, к которому приходит пациент, вне зависимости от причины обращения, должен обязательно уточнить статус курения у пациента и предоставить краткий совет отказаться от привычки. Далее доктор может предложить пациенту помощь – консультативную поддержку и фармакотерапию при необходимости, или может направить пациента в кабинет по отказу от курения и/или кабинет или отделение медицинской профилактики, которые есть в каждой поликлинике.
Если же курящий самостоятельно решил найти поддержку в отказе от курения, он может обратиться в кабинеты медицинской помощи по отказу от курения. Эти кабинеты сейчас открыты во многих поликлиниках, в составе отделений медицинской профилактики или центров здоровья, и, как показывают наши исследования, наиболее популярны среди курильщиков из всех существующих услуг.
Там пациенты, которые готовы бросить курить, могут получить консультативную поддержку и фармакотерапию при необходимости, а тем, кто не совсем готов бросить курить, оказывают мотивационную поддержку (индивидуальную или групповую), и только потом предлагают фармакотерапию, если есть показания. Если же такого кабинета в лечебном учреждении еще нет, фармакотерапию может назначить любой врач, например, терапевт, врач общей практики или участковый.