Рубрика Медиа

В Америке заключили контракты на создание замены российскому двигателю РД-180

США создадут замену РД-180, чтобы поддержать конкуренцию между United Launch Alliance и SpaceX с ее Falcon 9.

О заключении сделки говорится в сообщении военного ведомства США. Созданием новых агрегатов займутся компании Aerojet Rocketdyne и United Launch Services. Первая в рамках программы Evolved Expendable Launch Vehicle создаст прототип двигателя AR1. Сумма контракта составит 115 млн долларов США. Что же касается United Launch Services, то она займется разработкой двигателя Vulcan BE-4 и силовой установки Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES). Сумма контракта при этом составит 47 млн долларов. Отметим, что в случае с обеими компаниями итоговая сумма государственных вложений будет значительно выше.
 
Согласно достигнутым договоренностям, все работы будут завершены до 31 декабря 2019 года. Напомним, сейчас американцы используют для запуска ракеты Atlas V российские жидкостные ракетные двигатели РД-180. Однако политическая напряженность, возникшая между РФ и США, побудила американское руководство отказаться от закупки российских агрегатов. Ранее поставка РД-180 не раз подвергалась критике со стороны официальных лиц США.
 

Двигатель РД-180 был разработан на базе советского жидкостного РД-170 в середине 90-х годов. Его начали эксплуатировать в 2000-м. В качестве горючего используется керосин, в качестве окислителя – жидкий кислород. По состоянию на 2010 год один РД-180 стоит 9 млн долларов.

 
Экспертами США предлагался и альтернативный вариант. Так, американцы рассматривали возможность производства РД-180 по лицензии на одном из своих предприятий. Строго говоря, США могли бы и вовсе давно отказаться от российских двигателей, однако этому мешает законодательство, в рамках которого необходимо поддерживать конкуренцию среди американских разработчиков. Созданная United Launch Alliance (совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing) и использующая РД-180 ракета Atlas V не единственный для американцев способ вывода на орбиту космических аппаратов. Есть еще Falcon 9, разработанная SpaceX и использующая двигатели американского производства Мерлин 1D+.
 
В случае отказа от российских агрегатов, United Launch Alliance было бы тяжело вести конкурентную борьбу со SpaceX. Добавим также, что закупка США российских двигателей обусловлена не отсутствием нужных технологий, а прагматизмом американских разработчиков. Проще говоря, дешевле было закупать РД-180, нежели производить собственные агрегаты, созданные с нуля. Возможно, если бы отношения между Россией и США складывались лучше, эта практика получила бы продолжение. Однако рано или поздно американцы все равно отказались бы от закупки российских двигателей.