Рубрика Интервью

Стишки-«пирожки» как способ получить удовольствие

Если вы думаете, что набирающие популярность стишки-«пирожки» – это дурацкая забава молодежи, вы ошибаетесь. Этот жанр, имеющий довольно глубокие истоки, показывает то, что происходит в обществе, семьях и душах людей. О стишках-«пирожках», о природе юмора вообще, почему Олег – это современный Иван и что общего у «пирожков» и порносайтов, мы поговорили с филологом и психоаналитиком, специалистом Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовью Заевой.

– Как рождается шутка, ирония? Что такое юмор?

 

– В психике каждого из нас есть область бессознательного, где свободно существуют абсолютно все импульсы, которыми нас наградила природа: и сексуальные, и агрессивные. Примитивный человек древности функционировал по принципу «мелькнуло что-то в голове – выразил в действии», ему можно было абсолютно все, потому что еще не существовала культурная критика. Но с развитием цивилизации, по мере роста культурных запретов возникла необходимость держать эти импульсы в узде – так появились нормы морали, нравственности, и в том числе допущения, что культурный человек может сказать, назвать прямо, а что – нет. Кроме того, наше бессознательное нацелено на получение удовольствия, но, исходя из реальности, это часто невозможно, нехорошо, неразумно. В результате импульсы блокируются.

 

Так вот шутка – это и есть обходной путь выражения запретного. Это и способ, как быстро в приемлемой культурной форме дать выход мимолетному импульсу, озвучить желание или мнение и при этом получить удовольствие. У Фрейда есть очень интересная работа «Остроумие и его отношение к бессознательному». Там он как раз подробно исследовал эту тему: что происходит в нашей психике, когда мы шутим, и почему мы чувствуем удовольствие, когда слышим удачную шутку. И Фрейд очень убедительно доказал, что шутники и юмористы – это люди с немалой дозой вытесненной агрессии, которые научились тому, как «уколоть» без последствий и даже получить поощрение в виде чьего-то смеха.

 

Цель шутки – всегда поделиться чем-то. Если говорить стишок-«пирожок», это не то, что пишется «в стол», это то, что обязательно должно быть подано аудитории. Как, собственно, и задача пирожков реальных – это кулинарный способ коммуникации. Пирожками принято угощать, это способ получения орального удовольствия, через рот. И стихотворный «пирожок» – это способ получения удовольствия, в котором тоже есть оральность, потому что в восприятии шутки участвует наш рот – мы улыбаемся.

 

©artyrar/art:Yarvi

– Что такое «пирожок» как жанр?

 

– Это очень маленькое стихотворное произведение, со своим особым ритмом, которое частично игнорирует правила орфографии и полностью – правила синтаксиса: в нем не должно быть заглавных букв, знаков препинания. Оно обязательно пишется четырехстопным ямбом (по типу «Мой дядя самых честных правил»), там нет рифмы. Но в то же время не каждая «нескладушка» может считаться «пирожком», потому что хороший «пирожок» – это некое эстетическое образование. Там действуют свои законы, существует своя тематика, свои лирические персонажи. «Пирожок» обязательно должен вызвать улыбку. Получил читатель или слушатель удовольствие – цель «пирожка» достигнута. Приведу пример «пирожка», который вполне можно назвать образцовым для этого жанра:
 

веду здоровый образ жизни
я за собой на поводке
он упирается и плачет
не хочет в бар со мной идти

 

Или вот такой очень даже «энергетически заряженный» «пирожок»:

 

висит на сцене в первом акте
бензопила ведро и еж
заинтригован станиславский
боится выйти в туалет

 

– Как возник этот жанр?

 

– «Пирожки» зародились в российском интернет-сообществе в начале 2000-х годов. Автором первого «пирожка» считается Владислав Кунгуров. Примерно в 2003 году стали создаваться сайты, где выкладывались и обсуждались эти стишки, и общались их авторы и любители, так называемые «пирожковые». Создателем одной из самых крупных «пирожковых» сетей был Вадим Саханенко. Но стоит подчеркнуть, что в нашем русском фольклоре всегда были какие-то стихотворные формы, где соединялся юмор и запретные для открытого культурного обсуждения темы, например, секс. Это частушки, нескладушки, популярные в советское время детские садистические стихи вроде «Маленький мальчик по крыше гулял». Это во все времена существовало. И если мы посмотрим на творчество любого серьезного поэта, у каждого найдем подобные шуточные стихи из разряда некоего творческого хулиганства. 

 

Первые «пирожки» были выложены на сайте любителей хокку, и первоначально они назывались русскими сатирическими хокку. Кстати, своеобразным предком «пирожка» как жанра можно назвать и известного поэта и писателя первой половины ХХ века – Даниила Хармса, у которого были стихи, написанные в манере «пирожка», например, стихотворение «На берегу стояла сволочь». Свой вклад в возникновение «пирожкового» жанра внесли когда-то и Ильф с Петровым в «12 стульях» («Страдал Гаврила от гангрены»).

 

Современным прародителем жанра можно считать поэта Олега Григорьева, который тоже хулиганил с запретными темами, правда, у него сохранялись рифма, пунктуация. 

 

Девочка красивая
В кустах лежит нагой.
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.

 

Все это время развивались законы и правила жанра – что считать «пирожком», что нет. Сейчас уже затруднительно называть авторов «пирожков», если речь не идет о конкретных сайтах, настолько они стали народными. Насчитывают порядка 50 тысяч этих стишков, конечно, разного качества.

 

Задача «пирожка» – сказать о чем-то запретном по-чеховски кратко. В четырех строках должна уместиться целая философия жизни «маленького человека», какая-то душевная драма, трагикомедия. Например, такой вот правильный, но скучный мир:

 

у настоящих леди дома 
все в идеальной чистоте
лежит на выбитом диване
печальный вымытый мужик

 

В истории нашей страны было дважды, когда образованные люди сознательно пытались показывать себя неучами, специально писали с ошибками. Первый раз – после революции в 1918 году, когда даже существовал проект реформы, вследствие которой хотели отменить правила орфографии и синтаксиса – просто потому, что пролетариям было трудно их понять и изучить, это все считалось наследством старого режима. Тогда многим людям «из бывших» приходилось скрывать свою грамотность, потому что это было небезопасно. А второй раз – когда на постсоветском пространстве интернета возник так называемый «олбанский» язык по принципу «пиши, как слышишь и как хочешь». Тогда образованные люди проявили некое бунтарство, позволили себе – стать своего рода «плохишами», писать, например «превед», «красавчег», «аффтар».

 

©Sansonnet/art:Yarvi

   
– Кто любит читать «пирожки», что это за аудитория?

 

– Вот как раз и герои «пирожков», и те, кто их пишет и читает – это люди, которые, вроде бы, как все, но особенные в силу своей искренности и правдивости. Основная аудитория – это, как правило, те, кто достаточно начитан и образован, поскольку для человека низкого социально-культурного уровня не существует больших преград для того, чтобы высказать какую-то скабрезность или прямо выразить агрессивный импульс – им не интересно раздумывать над этими темами. А культура как раз и предполагает, что на место агрессивного действия становится слово. Любители «пирожков» – это те, для кого некий приземленный мир – не образ жизни и мыслей, а игра для взрослых. Им нравится через «пирожки» освобождаться от шаблонов, делать это «технично» – с помощью метафор, образов. Это люди, которые любят творчество, умеют наслаждаться умственной деятельностью и могут художественно обрамлять непристойности. Среди них немало «ботаников», которые в обычной жизни мухи не обидят и запрещают себе говорить о своих чувствах. «Пирожки» для них отдушина, сублимация их агрессии.

 

Нужно отметить и то, что наша культура запрещает смеяться над многими вещами: над больными, пострадавшими, на тему смерти. Кроме того, у нас много так называемых «священных коров»: это религия, герои Родины, лидеры и авторитеты государства. Но народное сознание, конечно, всегда стремилось соединить эти запреты с желанием их обойти, что и позволяют сделать шутка, анекдот, частушка и, конечно, «пирожок». 

 

в россии в целом две проблемы
при этом в случае войны
они же в целом превратятся
в залог победы над врагом

 

Раньше было много анекдотов про Чапаева, сейчас – «пирожков» про Гагарина. Вот, например, «пирожок», который касается сразу двух «священных коров» – героя и религии:

 

в иллюминатор постучали
гагарин вздрогнул побледнел
и по инструкции три раза 
прочел двенадцатый псалом

 

«Пирожок» позволяет писать с маленькой буквы значимые собственные имена, в этом проявляется некое народное всемогущество и стремление приземлить, сделать более равным лидера страны – теперь и он с маленькой буквы, как все. Вот, например, про Путина:

 

в колонный зал выходит путин
подтянут и розовощек
целует дам господ бросает
по дружески через плечо

 

– Самое распространенное имя в «пирожках» – Олег. Почему?

 

– Да, есть даже пирожок на тему «олеголюбов»:

 

олегофоб с олеголюбом
пришли к товарищу илье
сидит илья боясь спалиться
в душе он все таки олег

 

Если говорить чисто структурно, то имя Олег состоит из двух слогов, которые очень хорошо ложатся на ритмику «пирожка». Но есть, конечно, и другой смысл. Олег в «пирожках» – это некий простак, это замена уже набившего оскомину русского Ивана. Интересно и то, что довольно много князей по имени Олег было в русской истории, поэтому это имя архетипически устанавливает связь времен, отсылает нас к чему-то изначальному, к праистокам. Так же, как и сам «пирожок» связывает нас с чем-то изначальным в нашей индивидуальной и коллективной психике. Олег – это нормальный человек в сумасшедшем мире. Он кажется иногда изгоем, странным, но он правдив и естественен. Это носитель чего-то скрытого, теневого в современном русском человеке.

 

– Как «пирожки» показывают, что происходит в современном обществе, с нашими современниками, и что это за тенденции?

 

– На примере «пирожков» очень хорошо видны процессы в коллективном бессознательном. Казалось бы, наш мир перенасыщен темой свободы и сексуальной тематикой. Но, с другой стороны, мы наблюдаем глобальное одиночество, нарушения в объектных отношениях, повальное нереализованное желание любить и быть любимыми, всеобщий эмоциональный и сексуально-чувственный голод. И огромное количество «пирожков» как раз на эту тему.

 

я подключился к интернету
и позабыл что значит секс
а чтобы вспомнить надо только
погуглить слово секс и все  

 

хожу на митинги любые
с одним плакатом секса нет
и глядя в лица убеждаюсь
что правильный принес плакат

 

Или такой очень известный пирожок:

 

вы так мне отказали в сексе
как будто он у вас один
как будто он у вас последний
и просто кончится на мне

 

Очень много «пирожков» на тему интернета, когда показывается подмена искренних чувств, отношений – на достаточно механическое общение.

 

зачем она тебя комментит
спросила мужа зульфия
затем зарезала обоих
и удалила из друзей

 

арина бросила никиту
за хмурый и угрюмый нрав 
он только делал вид что шутит
а сам без смайлов все писал

 

Не так давно появились «пирожки» как отклики на события в Украине:

 

мы против власти олигархов
три месяца твердил майдан
а кто сейчас об этом вспомнит
тот провокатор и москаль

 

В этом «пирожке» отображено, как юмор, в смысле защитного образования, может помогать справляться с душевной болью, тревогой, недоумением по поводу происходящих событий, ну и приемлемо выражать агрессию, конечно.

 

На примере «пирожков» очень просто увидеть, что происходит во многих современных семьях: чувственное, эмоциональное отдаление, когда люди сбрасывают друг на друга очень много агрессии и очень сильно обесценивают друг друга. То есть, с одной стороны, они хотят получить любовь, с другой – они агрессивно настроены к тем, кто эту любовь может дать:

 

во мне уже убит любовник
убит уборщик и отец
кого еще убьешь оксана
своею критикой кого

 

А вот известная драма в отношениях – лицемерное милосердие при расставании:

 

давай останемся друзьями
такой же бред как например
собака ты мне надоела
давай ты будешь мне котом

 

В «пирожках», как уже говорилось, свободно выражаются агрессивные импульсы, например, тема ненависти, которая в нашей культуре очень сильно табуирована: испытывать это чувство нельзя, говорить о своей ненависти можно только в исключительных случаях. «Пирожок» обходится с этой темой достаточно легко.

 

библиотекарь александра
увидев рваный переплет
душила игоря но тихо
чтоб соблюдалась тишина

 

Или ненависть к нерадивым участникам дорожного движения:

 

удачливый сперматозоид
уже лет тридцать как олег
но по привычке продолжает
всех обгонять и подрезать

 

В другом «пирожке» реализуется агрессивное желание смеяться над пострадавшими, а так же показана комичность «правильных» людей:

 

илья старается скорее
уравновесить зло добром
увидел парни бьют мальчишку
красиво рядом станцевал

 

Касаются «пирожки» и темы гомосексуальности и социальных заигрываний с ней:

 

хочу любить и быть любимой
сказал олег и замолчал
молчал в ответ военный доктор
молчал военный комиссар

 

Очень важная тема – тема смерти, потому что в ней существует культурный запрет на все эмоции, кроме горевания. С темой смерти связано очень много страхов, поэтому защитная реакция против смертельного ужаса и бессилия перед лицом смерти часто выражается в желании «подпустить» в тему юмора. «Пирожки» по-своему борются со страхом смерти, делают смерть как будто нестрашной:

 

улыбка все преображает
вот николай хоть и в гробу
а улыбается и ясно
что все у парня хорошо

 

– А как в «пирожках» отражаются какие-то этапы становления психики?

 

– Каждый человек на своем жизненном пути проходит определенные стадии психосексуального развития, на которых могут возникнуть некие запинки – фиксации. Если фиксация небольшая – мы получаем некую особенность нашей личности, склонность к чему-либо. Этим объясняется, например, почему некоторые люди больше любят получать удовольствие от еды – у них была оральная фиксация (оральный период – это период от рождения и примерно до 1-2 лет, когда главный орган наслаждения – рот). В норме отголоски орального периода есть у всех. Мы способны наслаждаться едой, общением, поцелуями. Ненормально – когда это становится главным и единственным способом получения удовольствия, как при обжорстве или алкоголизме.

 

А ведь некие «отношения» с холодильником, как известно, довольно распространенная тема у многих людей, когда к нему «прикладываются» для успокоения, как малыш к груди матери. Такая вот символическая белая материнская грудь, которая всегда ждет на кухне.
Вот как оральная тематика проявляется в «пирожках»:

 

у одинокой валентины
букет пельменей на столе
и два нетронутых бокала
сухого красного борща

 

мне кажется что холодильник
когда я ночью крепко сплю
дверь спальни тихо открывает
и долго смотрит на меня

 

Далее следует анальный период, когда ребенок сталкивается с темами контроля, задержки или выплеска эмоций. Это период «я сам», период большой агрессии и непослушания «трехлеток». Ребенок учится проживать, контролировать свою ярость, не повреждая себя или близких.

 

Анальные фиксации порождают интерес к «туалетным» деталям. Но главное – это некое соединение удовольствия и садизма.

 

давайте мы в убийстве иры
саму же иру обвиним
приговорим ее к расстрелу
который как бы и уже

 

войну еще не объявили
а николай уже не спит
расстрельный список заполняет
боясь забыть кого нибудь

 

Есть «пирожки», которые позволяют отображать в шутке социальную злость:

 

в москву посылку я отправил
а в ней немного доброты 
и человечности немного
в москве открыли это что 

 

Или отображение ненависти к мужчинам с сильной сексуальной конституцией, желание уничтожить полигамных казанов:

 

геннадий болен кобелизмом
неоперабельным уже
что колдуны врачи и церковь
рекомендуют пристрелить

 

Или вот агрессивный черный юмор в сторону женщины:

 

зухра выщипывая брови
задела очень важный нерв
теперь когда она моргает
то поднимается нога

 

Есть «пирожки», где упоминается агрессия, направленная не во вне, а на себя, где обыгрывается суицидальная тема, которая тоже является запретной в обществе: 

 

сейчас нельзя помну тюльпаны
сказал с балкона глядя глеб
и отложил самоубийство
до лучших так сказать времен

 

Эдипальный конфликт представлен в «пирожках» о любовных «треугольниках»:

 

олег отстань кричит оксана
недоуменному петру
оксана как бы намекает
петру на то что есть олег

 
Помимо всего прочего, в «пирожках» удовлетворяется наше бессознательное желание получить удовольствие от демонстрации себя – эксгибиционизм – и тогда «пирожок» пишется от первого лица, а также желание подглядывать – вуайеризм – и мы получаем удовольствие, заглянув в замочную скважину интимных проблем, скажем, некого Глеба или Ирины.

 

– Что можно сказать по поводу смысла и бессмыслицы в пирожках?

 

– Это то, что можно назвать эффектом умной глупости. Потому что на самом деле надо быть очень умным человеком, чтобы сказать что-то невероятно простое, за которым стоит немало философии. Потому что написать, казалось бы, бессмыслицу, в которой есть пространство для улыбки, бунта и энергии – не каждый способен. Еще такой момент: взрослым людям нельзя быть глупыми, им нельзя говорить неумно – таковы правила нашей культуры. Все очень озабочены тем, чтобы быть серьезными. Только дети могут говорить любые глупости и смеяться над тем, чем пожелают. «Пирожок» – это способ стать на какое-то время инфантильным, вернуться к природной незашоренности.

 

©better_days

 

– Получается, что прочитал хороший «пирожок» – и на мгновение доволен, как ребенок?

 

– Можно сказать и так. Но речь и о другом. В нашей жизни есть очень большой запрос на получение энергии. Если мы посмотрим на то, какие сайты пользуются наибольшей популярностью, или на что люди в первую очередь тратят деньги – это те вещи и предметы, которые, кажется, пусть и на короткое время, но вернут удовольствие, энергию и тонус. Дело в том, что энергия сосредоточена в нашем бессознательном, а условная «граница» между сознанием и бессознательным у современного человека очень сильно «зацементирована» правилами, шаблонами, сценариями, запретами. Как тут энергии выходить на поверхность? Большая проблема – как расслабиться, как заставить замолчать своего внутреннего критика. Воспитание нацелено на поощрение рациональности и зажим чувствования, выражения эмоций. И юмор вообще, и «пирожок», в частности, – это как раз способ молниеносно восстановить связь с этой природной энергией, с Внутренним Ребенком, расслабиться и получить удовольствие. Это своего рода мгновенная самопсихотерапия. Все знают, что когда мы улыбаемся и смеемся, то чувствуем энергетический подъем. Игра – необходимое условие для психического здоровья. Поэтому неудивительно, что на «пирожковых» сайтах участников иногда больше, чем на сайтах порнографии. Поэтому играть в «пирожки» – весьма полезно.

 

Конечно, в «пирожках», как, например, и в частушках, остро стоит вопрос их качества. Есть же частушки для непритязательной публики, где безвкусно обыгрывается юмор ниже пояса, то же самое можно сказать про «пирожки». Это к вопросу талантливости авторов. Сочинителей «пирожков» сейчас очень много, но «пирожков», которые, действительно запомнились и пошли в народ, гораздо меньше. Будем наблюдать дальнейшее развитие жанра.

 

Любовь Заева, сексолог, психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

©Фото предоставлено Любовью Заевой

 

Комментарии

  • Борись как лев. Рычи как волк. Суй руку как Грека.

  • В психиатрии ведь как? Кто первый халат одел, тот и доктор..

  • Гениальная статья во всех смыслах. Спасибо!
    Жаль, автор не указывал авторство большинства пирожков..

    не продадим вам яд с кинжалом
    в неполных восемнадцать лет
    а то на вас не напасёшься
    джульетт
    © Natalie

    не пойму я этих
    женщин никогда
    да у них как нет а
    нет у них как да
    © сияющий

    ты меня напрасно
    соблазняешь тань
    у меня либидо
    вмёрзло в иордань
    © Александр Попов

    глеб расщепил на кухне атом
    услышал шум глядит в окно
    а там уже к его халупе
    пристраивают институт
    © Михаил Гаевский

    омаров трюфелей рокфора
    мартелей всяких и хеннесь
    хамона и немного хлеба
    даждь днесь
    © rybocop