Рубрика История

Рассекречены документы о начале Великой Отечественной войны

Российское Минобороны выложило в открытый доступ документы, позволяющие пролить свет на некоторые подробности начала Великой Отечественной войны.

Сегодня, 22 июня, Россия, Белоруссия и Украина отмечают День памяти и скорби. Именно в этот день нацистская Германия напала на СССР, нанеся удар по городам и важнейшим военно-стратегическим объектам, что положило начало Великой Отечественной.

 

Сейчас российское Минобороны опубликовало на своем сайте цифровые копии рассекреченных документов, посвященных ее началу. Так, можно ознакомиться с первыми директивами, приказами и наградными листами. 

 

В частности, представлена Директива народного комиссара обороны СССР № 1 от 22 июня 1941 г. (01:45 ночи), призывающая «не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Интерес для историков может представлять Боевой приказ Народного комиссара обороны № 2 от 22 июня 1941 г. (07:15 утра), показывающий ситуацию на фронте того времени.

 

Директива Народного Комиссара Обороны СССР № 1 от 22 июня 1941 г. (1:45 ночи) / ©june-22.mil.ru

 

В одном из наградных листов говорится о награждении званием Героя Советского Союза летчика-истребителя младшего лейтенанта Степана Здоровцева. В пояснении значится, что 26 июня 1941 года летчик израсходовал боезапас и протаранил вражеский самолет, отрубив винтом его оперение. Неприятельская крылатая машина была уничтожена, а Здоровцев — навечно зачислен в списки его эскадрильи. Наградную грамоту получила его жена.

 

Желающие также могут ознакомиться с трофейной картой плана «Барбаросса», донесениями военачальникам, воспоминаниями участников боевых действий и множеством другой полезной информации. В самом Министерстве обороны заявили, что представленные документы стоит рассматривать в качестве заслона для попыток сфальсифицировать историю и развенчания «лживых мифов». Ведомство также делает акцент на военно-патриотическом воспитании молодежи.

 

Одна из страниц боевого приказа Народного Комиссара Обороны № 2  от 22 июня 1941 г. (7.15 утра) / ©june-22.mil.ru

 

Поиск и оцифровку ранее не публиковавшихся материалов производили силами департамента информации и массовых коммуникаций, а также Центрального архива ведомства.

 

Напомним, ранее издание Naked Science подготовило развернутый материал, посвященный загадкам Второй мировой войны. Читатели в том числе могут ознакомиться с материалами о «Странной войне» в Европе, нападении на Перл-Харбор, начале Великой Отечественной войны и бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. Отметим, что с некоторыми выводами об атомных бомбардировках нас также знакомит один из материалов нового исследования.

Комментарии

  • Эту шифрованную телеграмму приводили в ряде документальных книг о войне. Каких только комментариев про нее не было сказано.
    В 2005-м году мне попался журнал "Ветеран" с очень интересной статьей о начале войны. В журнал написали три возмущенных письма. Одно было от генерал-лейтенанта, бывшего командира танковой роты 1941-го года, второе от генерал-майора, бывшего командира танкового взвода и третье от полковника, бывшего сержантом и командиром счетверенной зенитно-пулеметной установки. Все трое в июне 1941-го года служили в разных частях Прибалтийского ОВО. В их частях утром 18 июня личный состав собирали в клубах частей и зачитывали телеграмму о предстоящем, в ближайшие пять дней, нападении Германии на СССР. Тут же все их части вышли из гарнизонов в районы, предназначенные для обороны, отрыли окопы и приготовились к отражению агрессии. Все трое описывали свои первые бои. И возмущались они вот этим самым "незнанием". Много лет, начиная с Хрущевских времен нам забивали голову, что мы спали и ничего не знали. И что Сталин запрещал малейшее движение, а если бы разрешил, то мы бы немцам показали. Приграничный округ поднять по тревоге и отправить для отражения нападения ни один командующий не в состоянии, своя голова дороже. И не такой уж храбрец был генерал-полковник Кузнецов Федор Исидорович, чтобы решиться на такое. Была директива наркома обороны, на основании которой он все это сделал. И была она дана во все приграничные округа, а вот отнеслись к ней по разному. В Белоруссии вообще не пошевелились. Эта директив очень неудобная для наших больших военных и ее либо уничтожили еще во времена Жукова и Хрущева, либо хранится так, что никому не дано ее опубликовать. По этой же директиве был приведен в боевую готовность наш флот. Это потом адмирал Кузнецов приписал это лично себе.