Презентация новой консоли от Microsoft вызвала множество ассоциаций с премьерой Cybertruck от Tesla. Действительно ли у «игровой башни» такие же крутые перспективы, как у электропикапа Илона Маска? Или эра консолей близится к концу?
Презентация консоли состоялась в ночь с 12 на 13 декабря, на мероприятии The Game Awards. Приставку представлял лично глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер: ему же пришлось объяснять все странности дизайна новой Xbox.
Впрочем, сперва о характеристиках: Xbox Series X получит восьмиядерный семинанометровый процессор на архитектуре Zen 2. Графический процессор от AMD, по словам разработчиков, будет иметь производительность 12 TFLOPS. Это в восемь раз производительнее, чем у Xbox One, и вдвое больше, чем у Xbox One X. Благодаря этому новая модель сможет поддерживать игры с разрешением 8К и частотой до 120 кадров в секунду.
Конфигурацию Xbox X Series дополняют SSD NVMe со скоростью чтения данных до 2 Гб/с, 16 Гб оперативной памяти и оптический привод Blu-Ray. Настоящий монстр в мире консолей! «Наша цель всегда заключалась в создании самой мощной консоли, и, думаю, нам это удалось. Нам нравится быть лидерами по силе и производительности, и, думаю, мы на пути к этому», — подытожил Фил Спенсер.
Какими бы крутыми ни были игровые характеристики устройства, гораздо больше шума вызвал дизайн консоли. Более всего новый Xbox похож на холодильник, хоть и довольно стильный. В Сети уже собралась огромная подборка мемов на тему дизайна приставки.
Нельзя не отметить, что Xbox Series X неожиданно подхватывает тренд на минималистичный брутализм, запущенный не так давно Tesla с их Cybertruck. Кто кого здесь вдохновил — непонятно, так что остановимся на том, что «у гениев мысли сходятся». А еще девайс можно ставить как угодно: хоть вертикально, хоть горизонтально.
Для любителей биодизайна, приятных округлостей и плавных форм, кажется, наступают тяжелые времена. Готовы ли вы к тому, что все консоли скоро будут выглядеть как промышленный вентилятор? По Сети уже гуляют фанатские рендеры следующего поколения Sony PlayStation, выполненные в такой же угловатой стилистике. Представители Sony ранее публиковали совсем другие образцы дизайна пятого поколения собственных консолей — но за год, который остался до релиза, могут и передумать.
Презентация приставки-монстра наводит на вопрос: а что ждет рынок консолей в новом десятилетии? Одно из самых парадоксальных предсказаний по этому поводу гласит: ничего. Да, после Xbox Series X и PlayStation 5 все закончится: таков прогноз Ива Гиймо, руководителя игровой компании Ubisoft, известной по разработке хитов Asassin’s Creed и Tom Clancy’s Splinter Cell.
Гиймо уверен, что грядущие модели консолей от Sony и Microsoft станут лебединой песней игровых приставок. После них должна наступить эра стриминговых сервисов, когда и сами игры, и качественное «железо» для них покупать не придется. Все, что будет нужно, — оплаченная подписка и хороший интернет для доступа к серверу. Благодаря этому в самые крутые игры можно будет играть на ноутбуке среднего класса. Или даже на смартфоне.
Самое забавное, что в Microsoft уже делают все для того, чтобы закончить эпоху консолей. Два месяца назад все тот же Фил Спенсер, презентовавший публике новый Xbox, сообщил о начале тестирования Project xCloud в трех странах — США, Великобритании и Корее. Собственно, xCloud — облачный игровой сервис, который предоставит геймерам все необходимое без покупки «приставки-холодильника».
А почти месяц назад,19 ноября, похожий проект под названием Stadia запустили в Google, причем сразу в 30 странах. Уже известна производительность процессоров от AMD, которые используются на серверах сервиса, — 10,7 TFLOPS. Это на голову выше, чем у всех ныне выпускающихся приставок, и лишь чуть меньше, чем у свежего Xbox. Разработчики заявляют, что возможности Stadia позволяют получать изображение с частотой 60 кадров в секунду и разрешением 4K с использованием технологии HDR — но об этом поговорим ниже.
В России пока ни тот, ни другой сервис недоступен. Зато всего за 999 рублей в месяц можно подписаться на стриминговый игровой сервис от Nvidia — GeForce NOW. При этом есть возможность поиграть «на пробу»: первые две недели будут бесплатными. На GeForce NOW можно погонять в Fortnite, Dark Souls, Planet Alpha и еще около сотни других игр.
На фоне происходящего выпуск сверхмощной консоли выглядит странным: продукту Microsoft придется конкурировать не только с перспективной разработкой Google, но и с… другим продуктом Microsoft. Однако этому есть свои объяснения, и главное из них — провал Stadia.
Во-первых, никаких заявленных 4К при 60 кадрах в секунду Google Stadia не предоставляет. Обещания остались обещаниями: эксперты портала Digital Foundry, специализирующиеся на разборах видеоигр, провели тестирование стримингового сервиса на играх Red Dead Redemption 2 и Destiny 2.
Выяснилось, что на Pro-подписке игра воспроизводится в разрешении 1440p при 30 кадрах в секунду, а на стандартной — 1080p с прицелом на 60 кадров в секунду. Качество видео тоже оставляет желать лучшего.
В Digital Foundry, правда, отметили относительно небольшое время отклика: всего на 29 миллисекунд больше, чем при гейминге на ПК, и на целых 60 миллисекунд меньше, чем при использовании Xbox. Однако такое счастье привалило не всем: журналист The Washington Post опубликовал в своем твиттере пост под названием «Мой обзор Google Stadia в одной GIF», где видно, что задержка отклика на нажатие достигает едва ли не полсекунды. Интернет, как утверждает Парк, был хороший, «гигабитный».
Еще одна проблема сервиса, наверняка отвадившая от него множество подписчиков, — отсутствие возможности получить доступ ко всей библиотеке игр сразу. Даже при наличии оплаченной подписки за игры нужно платить отдельно. Ну и что в этом крутого? В случае с Xbox за те же деньги хотя бы можно физически ощутить обладание игрой, подержав в руках диск. Неудивительно, что к середине декабря приложение Stadia загрузили менее 200 тысяч раз.
Многие авторитетные IT-порталы — The Verge, Android Authority, Ars Technica — сделали обзоры Google Stadia в стиле «да, но». Стриминг — будущее гейминга, но пока он слишком ненадежен и ограничен. Очень круто, но фактически бета-версия. Многообещающе, но нужно подождать. В общем, нет никаких причин отказываться от консолей здесь и сейчас.
Помимо всех существующих недостатков сервиса (которые наверняка спешно пытаются исправить разработчики), есть слишком много дополнительных факторов, которые способны помешать вам насладиться игровым процессом. В первую очередь это стабильность интернет-соединения. Для работы со стриминговыми сервисами рекомендуют использовать либо проводное соединение, либо роутер на 5 ГГц. От первого все постепенно отказываются, второй есть не у каждого (в России так точно).
Второй важный факт — отсутствие эксклюзивов, то есть игр, в которые можно было бы «резаться» лишь на Stadia. Формально они есть, но их пока лишь две, обе временные и ничем особо не выделяются: многопользовательская аркада Spitlings и средней руки хоррор GYLT. То есть перекрыть свои недостатки эксклюзивным контентом в Google пока не могут. Опять же, над этим наверняка работают, но крутую игру за пару месяцев с нуля не сделать.
Видимо, поэтому в Microsoft столь осторожны в оценке перспектив xCloud; поэтому и они, и их коллеги из Sony продолжают делать ставку на консоли, не боясь того, что новые веяния сметут старую технологию с рынка. Stadia может последовать по тому же пути, что и Google +, Google Glass и Google Reader, — на кладбище проектов.