Технологии

Консоли не сдаются: почему новый Xbox не станет лебединой песней игровых приставок

Презентация новой консоли от Microsoft вызвала множество ассоциаций с премьерой Cybertruck от Tesla. Действительно ли у «игровой башни» такие же крутые перспективы, как у электропикапа Илона Маска? Или эра консолей близится к концу?

Крутые характеристики и странный дизайн

Презентация консоли состоялась в ночь с 12 на 13 декабря, на мероприятии The Game Awards. Приставку представлял лично глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер: ему же пришлось объяснять все странности дизайна новой Xbox.

Впрочем, сперва о характеристиках: Xbox Series X получит восьмиядерный семинанометровый процессор на архитектуре Zen 2. Графический процессор от AMD, по словам разработчиков, будет иметь производительность 12 TFLOPS. Это в восемь раз производительнее, чем у Xbox One, и вдвое больше, чем у Xbox One X. Благодаря этому новая модель сможет поддерживать игры с разрешением 8К и частотой до 120 кадров в секунду.

Конфигурацию Xbox X Series дополняют SSD NVMe со скоростью чтения данных до 2 Гб/с, 16 Гб оперативной памяти и оптический привод Blu-Ray. Настоящий монстр в мире консолей! «Наша цель всегда заключалась в создании самой мощной консоли, и, думаю, нам это удалось. Нам нравится быть лидерами по силе и производительности, и, думаю, мы на пути к этому», — подытожил Фил Спенсер.

Какими бы крутыми ни были игровые характеристики устройства, гораздо больше шума вызвал дизайн консоли. Более всего новый Xbox похож на холодильник, хоть и довольно стильный. В Сети уже собралась огромная подборка мемов на тему дизайна приставки.

Нельзя не отметить, что Xbox Series X неожиданно подхватывает тренд на минималистичный брутализм, запущенный не так давно Tesla с их Cybertruck. Кто кого здесь вдохновил — непонятно, так что остановимся на том, что «у гениев мысли сходятся». А еще девайс можно ставить как угодно: хоть вертикально, хоть горизонтально.

Для любителей биодизайна, приятных округлостей и плавных форм, кажется, наступают тяжелые времена. Готовы ли вы к тому, что все консоли скоро будут выглядеть как промышленный вентилятор? По Сети уже гуляют фанатские рендеры следующего поколения Sony PlayStation, выполненные в такой же угловатой стилистике. Представители Sony ранее публиковали совсем другие образцы дизайна пятого поколения собственных консолей — но за год, который остался до релиза, могут и передумать.

Новая фанатская версия дизайна Playstation 5 / © TweakTown

Последние из могикан?

Презентация приставки-монстра наводит на вопрос: а что ждет рынок консолей в новом десятилетии? Одно из самых парадоксальных предсказаний по этому поводу гласит: ничего. Да, после Xbox Series X и PlayStation 5 все закончится: таков прогноз Ива Гиймо, руководителя игровой компании Ubisoft, известной по разработке хитов Asassin’s Creed и Tom Clancy’s Splinter Cell.

Гиймо уверен, что грядущие модели консолей от Sony и Microsoft станут лебединой песней игровых приставок. После них должна наступить эра стриминговых сервисов, когда и сами игры, и качественное «железо» для них покупать не придется. Все, что будет нужно, — оплаченная подписка и хороший интернет для доступа к серверу. Благодаря этому в самые крутые игры можно будет играть на ноутбуке среднего класса. Или даже на смартфоне.

Самое забавное, что в Microsoft уже делают все для того, чтобы закончить эпоху консолей. Два месяца назад все тот же Фил Спенсер, презентовавший публике новый Xbox, сообщил о начале тестирования Project xCloud в трех странах — США, Великобритании и Корее. Собственно, xCloud — облачный игровой сервис, который предоставит геймерам все необходимое без покупки «приставки-холодильника».

XCloud дает возможность играть в крутые игры даже со смартфона — нужен лишь контроллер / © Centrum XP

А почти месяц назад,19 ноября, похожий проект под названием Stadia запустили в Google, причем сразу в 30 странах. Уже известна производительность процессоров от AMD, которые используются на серверах сервиса, — 10,7 TFLOPS. Это на голову выше, чем у всех ныне выпускающихся приставок, и лишь чуть меньше, чем у свежего Xbox. Разработчики заявляют, что возможности Stadia позволяют получать изображение с частотой 60 кадров в секунду и разрешением 4K с использованием технологии HDR — но об этом поговорим ниже.

В России пока ни тот, ни другой сервис недоступен. Зато всего за 999 рублей в месяц можно подписаться на стриминговый игровой сервис от Nvidia — GeForce NOW. При этом есть возможность поиграть «на пробу»: первые две недели будут бесплатными. На GeForce NOW можно погонять в Fortnite, Dark Souls, Planet Alpha и еще около сотни других игр.

Стриминг в помойку

На фоне происходящего выпуск сверхмощной консоли выглядит странным: продукту Microsoft придется конкурировать не только с перспективной разработкой Google, но и с… другим продуктом Microsoft. Однако этому есть свои объяснения, и главное из них — провал Stadia.

Во-первых, никаких заявленных 4К при 60 кадрах в секунду Google Stadia не предоставляет. Обещания остались обещаниями: эксперты портала Digital Foundry, специализирующиеся на разборах видеоигр, провели тестирование стримингового сервиса на играх Red Dead Redemption 2 и Destiny 2. 

Разбор от экспертов / © Youtube — Digital Foundry

Выяснилось, что на Pro-подписке игра воспроизводится в разрешении 1440p при 30 кадрах в секунду, а на стандартной — 1080p с прицелом на 60 кадров в секунду. Качество видео тоже оставляет желать лучшего.

В Digital Foundry, правда, отметили относительно небольшое время отклика: всего на 29 миллисекунд больше, чем при гейминге на ПК, и на целых 60 миллисекунд меньше, чем при использовании Xbox. Однако такое счастье привалило не всем: журналист The Washington Post опубликовал в своем твиттере пост под названием «Мой обзор Google Stadia в одной GIF», где видно, что задержка отклика на нажатие достигает едва ли не полсекунды. Интернет, как утверждает Парк, был хороший, «гигабитный».

«Видеорецензия» Джина Парка / © Twitter — Gene Park Series X

Еще одна проблема сервиса, наверняка отвадившая от него множество подписчиков, — отсутствие возможности получить доступ ко всей библиотеке игр сразу. Даже при наличии оплаченной подписки за игры нужно платить отдельно. Ну и что в этом крутого? В случае с Xbox за те же деньги хотя бы можно физически ощутить обладание игрой, подержав в руках диск. Неудивительно, что к середине декабря приложение Stadia загрузили менее 200 тысяч раз.

Эра консолей продолжается

Многие авторитетные IT-порталы — The Verge, Android Authority, Ars Technica — сделали обзоры Google Stadia в стиле «да, но». Стриминг — будущее гейминга, но пока он слишком ненадежен и ограничен. Очень круто, но фактически бета-версия. Многообещающе, но нужно подождать. В общем, нет никаких причин отказываться от консолей здесь и сейчас.

Помимо всех существующих недостатков сервиса (которые наверняка спешно пытаются исправить разработчики), есть слишком много дополнительных факторов, которые способны помешать вам насладиться игровым процессом. В первую очередь это стабильность интернет-соединения. Для работы со стриминговыми сервисами рекомендуют использовать либо проводное соединение, либо роутер на  5 ГГц. От первого все постепенно отказываются, второй есть не у каждого (в России так точно).

Второй важный факт — отсутствие эксклюзивов, то есть игр, в которые можно было бы «резаться» лишь на Stadia. Формально они есть, но их пока лишь две, обе временные и ничем особо не выделяются: многопользовательская аркада Spitlings и средней руки хоррор GYLT. То есть перекрыть свои недостатки эксклюзивным контентом в Google пока не могут. Опять же, над этим наверняка работают, но крутую игру за пару месяцев с нуля не сделать.

Видимо, поэтому в Microsoft столь осторожны в оценке перспектив xCloud; поэтому и они, и их коллеги из Sony продолжают делать ставку на консоли, не боясь того, что новые веяния сметут старую технологию с рынка. Stadia может последовать по тому же пути, что и Google +, Google Glass и Google Reader, — на кладбище проектов.