Космонавтика

В России решили создать демонстраторы технологий многоразовой ракеты-носителя «Крыло-СВ»

В Фонде перспективных исследований утвердили проект, предполагающий создание демонстраторов технологий перспективной многоразовой ракеты-носителя.

Как сообщает РИА Новости, в научно-техническом совете Фонда перспективных исследований (ФПИ) утвердили проект создания летно-экспериментальных демонстраторов для крылатых блоков многоразового носителя.

Дозвуковые демонстраторы, которые построят в течение ближайших четырех лет, отработают автоматическую посадку и различные дозвуковые режимы полета. Гиперзвуковые демонстраторы будут использовать для отработки гиперзвуковых режимов.

В итоге планируется создание полнофункционального демонстратора, оснащенного ракетным двигателем. В будущем он должен пройти полный цикл испытаний: от старта и набора требуемой высоты до снижения и посадки. Ранее в качестве возможной даты первого полноценного запуска демонстратора называли 2023 год.

Напомним, «Крыло-СВ» представляет собой комплекс с многоразовой крылатой ступенью для легкой ракеты-носителя. Согласно концепции, после отделения второй ступени первая — многоразовая — вернется на космодром при помощи крыльев.

Соответствующий аванпроект подготовили и защитили в ФПИ 29 мая 2019 года. Его авторы — рабочая группа с головным предприятием в лице АО «ЭМЗ имени В.М. Мясищева».

Согласно ранее представленным данным, длина ракеты составит шесть метров, а в диаметре носитель достигнет 0,8 метра. Демонстратор технологий будет размером в одну треть от действующего носителя, старты которого намерены проводить с полигона Капустин Яр. Отметим также, что специально для многоразовой ракеты разрабатывают новый двигатель, который получил обозначение «Вихрь».

Стоит сказать, что в России не в первый раз предлагают что-то подобнее. Ранее отечественные эксперты работали над многоразовым ускорителем «Байкал-Ангара».

«Самолетную» схему возврата не раз подвергали критике. «Ноги (как у ракеты-носителя Falcon 9. — Прим. ред.) требуют минимальной массы и доработки, чем остальные варианты. Посадить по-самолетному можно. Сэкономить на этом — нельзя», — отметил эксперт в ракетно-космической отрасли Виталий Егоров, комментируя ранее представленную информацию о «Крыле-СВ».

Напомним также, что в 2018 году в компании S7 Space выбрали схему возврата первой ступени многоразового носителя «Союз-7». На сегодня перспективы этого носителя остаются туманными, новой информации по проекту почти нет.

Комментарии

  • Все-таки "особый российский путь" уже не раз приводил страну в самую обычную задницу. Просматривая заголовки подумал, что наши наконец опомнились и побежали клепать свои фальконы. И даже некоторые плюсы в этом нашел. Мол технология уже отработана, осталось повторить готовые решения. А тут вон что. Я то думал что идею рогозинского сынка (Байкал-Ангара) уже похоронили. Не тут-то было. Живее всех живых этот странный проект с очень сомнительными коммерческими перспективами.

    • Считать надо. Все таки у нас рабочая сила и ресурсы дешевле, чем в Америке, м.б. и выгорит. Подозреваю, что то, решение, что применила компания Маска, наши вряд ли пока потянут - технически оно вроде и просто, но требует ювилироного самоуправления. А наработки по беспилотной крылатой посадке остались со времен "Бурана", грех не использовать. Вот тоько в "Роскосмосе" все делается с такой черепашьей скоростью и с такими издержками, что пока этот проэкт реализуют, это будет уже каменный век..

      • Прорыва-то все равно не получится, у амеров уже давно есть X-37 который вполне совместим с многоразовыми фальконами, с них и стартует. Снова небось наше ВПК грезит "звездными войнами" поэтому и выбрали проект орбитального самолета который сможет (в теории) побороться с боингами. Хоть и бесполезен для мирных запусков. Сами амеры кстати упирают на гибкость технологии и новые возможности, а не экономию средств в таком тандемчике.
        https://spacenews.com/as-hurricane-approaches-spacex-poised-to-launch-air-forces-x-37b-space-plane/

      • У нас не рабочая сила дешевле, а рынков сбыта меньше, что от качества ракет зависит не в первую очередь.

        • Странный ответ - хотите сказать, что зарплата рабочего и инженера в СпейсХ такая же, как в Роскосмосе? И насчет рынков сбыта - пока не появился Фалкон 9, Роскосмос на отсутствие спроса от внешних покупателей ни разу не жаловался - "Протон" была очень востребованной ракетой.

          • Не забудьте только к стоимости оплаты труда простых работяг Роскосмоса прибавить оплату космических зарплат руководящего звена. Тут же окажется, что разница в величине ФОТ существенно сократится.

          • Раз нет сбыта, то нет и зарплаты. А за рынок мы ещё не воевали после 1917 года. Будет сбыт, будет зарплата.

  • Нарисуют мультик. Обгадятся. Точка.

    Наука по-нашему