Колумнисты

Три укола в одном: удобная защита от знакомых инфекций

Принадлежащая Ростеху компания «Нацимбио» выводит на рынок первую отечественную комбинированную вакцину против кори, краснухи и паротита. Рассказываем, чем опасны эти заболевания и как от них защититься.

Вакцины – верные союзники человечества

Создание антибиотиков и вакцин – пожалуй, два самых важных события в истории медицины. Благодаря прививкам и антибактериальным препаратам канули в Лету многие страшные эпидемии, увеличилась средняя продолжительность жизни, значительно выросло население планеты. В 1979 году, вооружившись вакцинами, врачи смогли победить натуральную оспу. Сейчас, как считается, возбудители этой крайне заразной болезни хранятся только в двух «пробирках» – в России и США.

Все чаще звучат разговоры о том, что в будущем могут быть ликвидированы две другие опасные инфекции – полиомиелит и корь. Многие заболевания, благодаря прививкам, стали встречаться намного реже и протекать в более легких формах. Это помогает ежегодно спасать миллионы жизней. Но ученые не останавливаются на достигнутом — продолжают разрабатывать новые вакцины и улучшать уже существующие. Дополняются и календари профилактических прививок. Например, Минздрав России в ближайшие 2–3 года планирует ввести сразу три новые обязательные прививки: против ветряной оспы, ротавирусной и гемофильной инфекций (последняя сейчас применяется только для вакцинации детей из групп риска).

Но сохраняются и некоторые проблемы. В развивающихся странах все еще не хватает препаратов, нет отлаженных программ массовой вакцинации. Кроме того, активизируются антипрививочные движения, в которые порой вовлекаются даже медицинские работники. Но прогресс не остановить. Более чем за два века своего существования вакцинация зарекомендовала себя как самый эффективный и безопасный способ защиты от смертельно опасных инфекций.

Наследие Дженнера, изменившее мир

Сейчас вся планета испытывает страх перед сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, но когда-то одной из основных причин смертности были инфекции. По некоторым данным, вакцинация помогает ежегодно спасать шесть миллионов жизней. Первооткрывателем вакцин считают английского врача Эдварда Дженнера, который начал прививать людей против натуральной оспы. На самом деле он не был первопроходцем в полном смысле слова. Еще за столетия до Дженнера азиатские врачи додумались собирать струпья с тел больных людей, готовить из них порошок и вдувать его здоровым через нос.

Эдвард Дженнер / ©Википедия

«Привитые» переносили натуральную оспу в легкой форме и получали защиту от повторных заражений. Позже эту практику переняли в Европе, где вместо ингаляций порошок вводили через проколы на коже. Этот метод назывался вариоляцией, и он был не лишен недостатков. До 2 процентов «привитых» погибали (против 30 процентов при естественном заражении). Человек с легкой формой болезни оставался заразен для окружающих, и порой это приводило к эпидемиям.

Дженнер первым заметил, что доярки, которые перенесли коровью оспу – легкую инфекцию, вызванную родственным вирусом – в дальнейшем не заражались натуральной оспой. В мае 1796 года он сделал первую прививку сыну своего работника, 8-летнему Джеймсу Фиппсу. В качестве вакцины был использован фрагмент оспины на руке молочницы, заразившейся коровьей оспой. Эксперимент оказался успешным. Через несколько месяцев Джеймсу провели «классическую» вариоляцию, и он не заболел даже легкой формой натуральной оспы. Эра вакцинопрофилактики началась.

Луи Пастер / ©Википедия

Вторая вакцина появилась лишь век спустя. Она была создана легендарным Луи Пастером. Микробиолог так и не смог разглядеть в микроскопе возбудителя, но придумал, как его ослабить. У больных животных извлекали спинной мозг, высушивали его, нарезали и помещали в стерильный бульон. Прививку вводили по сложной схеме: сначала полностью высушенный 14-дневный препарат, затем все более свежий, и, наконец, зараженный материал. Эксперименты на животных были успешными, и в 1885 году Пастер опубликовал статью о первой вакцинации людей против бешенства. Все последующие вакцины создавались по аналогичному принципу: взять возбудителя и довести его до такого состояния, чтобы он не мог вызвать инфекцию, но вызывал выраженный иммунный ответ. Со временем усложнялись лишь технологии.

Современным врачам доступны более ста видов вакцин против десятков инфекционных заболеваний. В зависимости от технологии производства, все вакцины можно разделить на четыре основных типа. Первый тип – живые ослабленные (аттенуированные) вакцины. Их используют для борьбы с корью, краснухой, эпидемическим паротитом (свинкой), ротавирусной инфекцией, ветряной оспой. Живые вакцины хорошо имитируют «настоящую» инфекцию, и поэтому вызывают самый сильный иммунный ответ.

Второй тип — убитые (инактивированные). Возбудителя инфекции – бактерию или вирус – убивают, но он сохраняет антигены, которые вызывают иммунный ответ. Примеры: вакцина против вирусного гепатита A, бешенства, клещевого энцефалита, полиомиелита, гриппа.

Третий вид вакцин — субъединичные, рекомбинантные, полисахаридные и полисахаридные субъединичные. Общая особенность всех этих вакцин в том, что они содержат лишь определенные частицы возбудителя, способные вызывать иммунный ответ, например, белки или фрагменты оболочки. Такими вакцинами прививают против вирусного гепатита B, коклюша, вируса папилломы человека, пневмококковой, менингококковой инфекции, вирусов герпеса.

Четвертый тип вакцин — анатоксины. Это «ослабленные» токсины, аналогичные тем, что выделяют возбудители. В настоящее время применяют дифтерийный и столбнячный анатоксины.

Сколько лет антипрививочному движению?

Антипрививочники на слуху относительно недавно, но на самом деле они появились вместе с первыми вакцинами. Еще со времен Дженнера сохранились карикатуры, на которых у людей после введения вируса коровьей оспы отрастали рога и копыта. Люди боятся всего нового, а от суеверий и ложных опасений порой не защищает даже высокий уровень интеллекта. Против вакцин в свое время выступал сам Альфред Рассел Уоллес – ученый-натуралист, который фактически стал соавтором теории эволюции и придумал термин «дарвинизм».

Поначалу критика вакцин вертелась лишь в теологической, политической и юридической плоскостях. Представители духовенства называли прививки «дьявольскими операциями», правозащитники считали, что обязательная вакцинация ущемляет права людей. Вскоре нашлись и те, кто пытался доказать, что вакцины бесполезны и даже вредны для здоровья.

Самым громким «научным» аргументом против прививок стала статья британского врача и исследователя Эндрю Уэйкфилда, опубликованная в 1998 году в старейшем авторитетном научном журнале «Ланцет» (The Lancet). Ученый якобы доказал, что комбинированная тривакцина против кори, краснухи и эпидемического паротита может вызывать у детей аутизм.

Антипрививочники / ©progorod76.ru

Впоследствии исследование Уэйкфилда жестко раскритиковали, так как он пользовался некорректными и неэтичными методами, и получал деньги от адвокатов семейств, подававших иски против производителей вакцины. Было опубликовано много научных работ, в которых авторы доказали, что между прививками и аутизмом нет никакой связи. Работа Уэйкфилда – самый яркий пример, он постоянно на слуху, но помимо нее были и другие.

Как результат – массовые отказы родителей от вакцинации и не заставляющие себя ждать плачевные последствия. К сожалению, определенную негативную роль в этом сыграл интернет. С появлением всемирной паутины каждый желающий получил возможность распространять свои идеи по всему миру. Антипрививочные движения очень быстро освоили этот удобный инструмент.

Монстры просыпаются

Статья Уэйкфилда привела к чудовищным последствиям, в первую очередь в Западной Европе и Северной Америке. Например, в Великобритании от прививки против кори краснухи и паротита стали массово отказываться родители: охват вакцинацией с 92% в 1996 году снизился до 84% в 2002 году. В 2003 году в некоторых районах Лондона этот показатель снизился до 61%, то есть вакцину не получила почти половина детей. При таком низком уровне охвата прививками невозможно держать ситуацию под контролем и предотвращать эпидемии.

На фоне массовых отказов от вакцинации по всему миру прокатились вспышки кори. Если в 1998 году в Великобритании было выявлено лишь 56 случаев, то только за пять первых месяцев 2006 года – 449, были смертельные исходы. Жители США до сих пор с содроганием вспоминают вспышку кори в 2014-2015 годах, которая началась в калифорнийском Диснейленде. Тогда заболело 125 человек. После этого инцидента в Калифорнии был принят сенатский законопроект 277 об обязательной вакцинации. Согласно этому документу, основанием для отказа от прививки не могут стать ни личные, ни религиозные убеждения.

Не обошла проблема и Россию. В 2018 году число случаев кори в нашей стране увеличилось втрое. Эксперты называют основной причиной сознательный отказ от вакцинации. Сторонники антипрививочных движений оперируют многими аргументами. Они говорят, что прививки приводят к аутизму, неврологическим расстройствам, злокачественным опухолям, аутоиммунным заболеваниям и иммунодефициту.

Можно найти много статей о вредных веществах, которые якобы в больших количествах содержатся в вакцинах и накапливаются в организме. Часто звучит аргумент «лучше – переболеть»: якобы, смертельные случаи от «детских» инфекций большая редкость, а вакцины намного опаснее. Это чем-то напоминает поведение тех самых возбудителей, от которых защищают прививки: как только ученые разоблачают очередной аргумент, происходит «мутация» риторики антипрививочников, и появляются новые, все более изощренные «доказательства» вреда вакцинации.

Правда в том, что вакцины, как и любые лекарства, могут вызывать у некоторых людей побочные эффекты. Но это происходит очень редко. Каждый серьезный инцидент подробно расследуется, эксперты выясняют причины и принимают меры, чтобы такого не повторилось. Ни одна отрасль фармацевтики не контролируется так строго, как производство иммунобиологических препаратов. Риски крайне низки по сравнению с пользой, которую приносят вакцины. Кроме того, ученые постоянно работают над улучшением вакцин, делают их более эффективными, безопасными и удобными в применении.

Отечественная вакцина против трех возбудителей

Трехкомпонентная комбинированная вакцина от кори, краснухи и паротита очень удобна: всего один укол – и ребенок защищен сразу от трех возбудителей опасных инфекций. До недавнего времени этот препарат выпускался только за рубежом, российского аналога не существовало.

В октябре 2019 года один из крупнейших отечественных производителей иммунобиологических препаратов НПО «Микроген» (находится под управлением «Нацимбио» Госкорпорации Ростех) получил регистрационное удостоверение Минздрава России на свою разработку – вакцину «Вактривир». Новый препарат предназначен для профилактики кори, краснухи и паротита у детей в 12 месяцев и 6 лет.

Человек больной корью / ©lezgigazet.ru

«Вакцина создана в рамках стратегии по развитию современных схем иммунизации в России. Наши производственные мощности позволяют полностью обеспечить потребности отечественного здравоохранения в новой трехкомпонентной вакцине. Препарат безопасен, способствует формированию стойкого иммунитета и сводит к минимуму риск заболевания от трех инфекций. Ожидается, что привиться новой вакциной можно будет уже в 2020 году», – рассказал исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко. 
Препарат «Вактривир» состоит из отечественных компонентов, и будет производиться компанией «Микроген» по полному технологическому циклу.

«Препарат призван заменить моновакцины, которые применяются в России отдельно для профилактики каждой инфекции – кори, краснухи и паротита, а также паротитно-коревую дивакцину. В ходе клинических испытаний было доказано, что вакцинация «Вактривиром» приводит к образованию антител к вирусам кори, краснухи паротита в высоких концентрациях и, как следствие, формированию защитного иммунитета против этих инфекций», – добавил генеральный директор «Нацимбио» Андрей Загорский.

С помощью трехкомпонентной вакцины «Вактривир» отечественный производитель значительно упрощает и делает менее болезненной процедуру вакцинации. Родители могут посетить клинику всего один раз, и защитить ребенка сразу от трех инфекций. Это должно повысить мотивацию и увеличить охват населения России вакцинацией против трех инфекций. Но в конечном счете ситуация зависит от каждого из нас, от того, насколько хорошо мы владеем достоверной информацией, заботимся о своих детях и осознаем огромную пользу наследия Эдварда Дженнера.