Колумнисты

Психологи узнали ценностные ориентации бизнесменов

Психологи ТюмГУ и Института психологии РАН выделили систему ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса.

Работа была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований.

В ходе глубинного интервью многие предприниматели признались, что в сфере бизнеса для них важна, прежде всего, прибыль. Далее следуют такие ценности, как профессионализм, ответственность, порядочность с деловыми партнерами и самореализация. В сфере семейных отношений самыми значимыми оказались: финансовая ответственность на муже, совместное обсуждение проблем, приоритет семьи перед бизнесом. Кроме того, респонденты сообщали о важности внешней привлекательности супруги (супруга), доверии друг к другу и важности воспитания детей. Всего психологи выявили 93 ценностные ориентации. Проективное интервью включало семь стимульных ситуаций: рождение и развитие, сотрудничество и лидерство, разрешение конфликтов, смерть, смысл для меня.

«Сегодня для страны важно развитие предпринимательства и рост малого бизнеса. Планируется большая работа по популяризации предпринимательства. Однако работа Правительства ориентирована на внешние, инфраструктурные изменения предпринимательской среды. Вопросы внутренних изменений – изучение ценностно-смысловой сферы, – остаются за рамками Нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Однако именно ценности, как регуляторы деятельности человека, могли бы ускорить рост малого бизнеса «изнутри», задействовав психологические механизмы смыслообразования. Поскольку малый бизнес в своем функционировании тесно переплетается с семьей, то изучение ценностей предпринимателей должно быть организовано в этих двух областях», – рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета Юлия Мурзина.

В исследовании участвовали владельцы микробизнеса и малого бизнеса из Тюменской области, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Белгорода, а также владелец российско-испанского предприятия из Торревьеха (Испания). В целом выявились 214 ценностных переменных, из них 93 упоминались более, чем в 10 процентов случаев (то есть эту ценность назвали более 5 человек из 51).

Оказалось, что предприниматели лучше осознают, для чего создали бизнес, при этом семья для них представляет плохо осознаваемый уровень отношений. «В сфере бизнеса лидирует бизнес ради прибыли, далее – амбиции и саморазвитие, свобода, творчество и игра. Смыслом создания семьи является: «мое все», «основа всей жизни», «тыл». Мы видим, что здесь присутствуют неразделенные смыслы – слияние с образом “я”: семья — мое все», – пояснила Юлия Мурзина.

По словам психологов, ценности бизнеса проще изучать а, значит, создавать и изменять (например, при формировании корпоративной культуры). В то время как ценности семьи, возможно, по причине глубоких архетипических корней, плохо рефлексируются и, как результат, тяжело реконструируются. Вместе с тем, почти половина предпринимателей отметили приоритет семьи перед бизнесом. Эта положительная тенденция подтверждается зарубежной практикой. Так, по восточной традиции первостепенной ценностью также является семья: характер решений в бизнесе определяют заботы семьи. Принцип «На первом месте семья, на втором — бизнес» популярен в малом бизнесе КНР.

Исследователи также проанализировали уровень инструментальных ценностей в этих сферах и увидели ряд совпадений. К примеру, общими стали гибкость поведения, адаптивность, характер отношений, доминирование, избегание конфликтов. В этом же ряду были названы такие факторы, как возложение финансовой ответственности, независимость, порядочность и честность, развитие, свобода и экономия ресурсов. Полученные пересечения говорят о том, что ценности семьи и бизнеса на четверть повторяют друг друга.

Результаты исследования могут будут полезны для изучения общности ценностно-смысловой сферы предпринимателей в зависимости от успешности их экономической деятельности, формы управления, жизненной мотивации и прочих факторов. Детальное изучение позволит создать внутренний ресурс для развития малого предпринимательства в стране.