Биология

Гибель российского туриста от акулы: почему такое будет случаться все чаще?

Люди хорошо оснащены для обороны, поэтому даже в возрасте 70+ лет могут убить леопарда голыми руками, была бы решимость. С акулами хуже: в водной среде мы не так опасны, как на суше. Недавняя гибель русского туриста, кричавшего «папа», пока акула атаковала его, дополнительно подстегивает опасения перед этим животным. Отчего россиянину так не повезло? Действительно ли Египет такой опасный и правда ли, что в скором будущем так же опасно будет в Сочи и Анапе?

Недавнее событие выглядит крайне неприятно: 23-летний русский турист купался на глазах у родственников, включая отца (а рядом была и его девушка), в Красном море на египетском курорте и был атакован акулой. Он кричал «папа» и пытался обороняться, но не преуспел.

Вообще говоря, это не значит, что от акулы нельзя отбиться. Да, она часто сурово больше нас. И да, вода — ее природная среда. Но надо понимать, что человек в силу своих природных особенностей может не только душить леопардов, но и эффективно сопротивляться противнику, который радикально больше него. Если вы ударите акулу в глаз или жабры (можно еще в самый кончик носовой части, но там сложно точно попасть), то можете вызвать у нее шок: ее жертвы так не поступают. Она развернется и уплывет. В остальных местах акула, по нашим меркам, почти бронирована, поэтому бить ее еще куда-то практически бесполезно, так что цельтесь тщательнее.

Важен психологический момент. Акула чаще всего атакует нас не потому, что она привыкла есть людей, а потому что просто привыкла атаковать все, что движется. Это ее природа. Поэтому если вы развернетесь и попробуете уплыть от нее, толку однозначно будет ноль. Так делает ее добыча: пытается уплыть. Это не помогает: от акулы не уплыть, она догонит. 

Но акула, которая получит от вас конкретный сигнал, что вы не добыча, и более того, что добыча в этой ситуации потенциально вообще она, будет действовать принципиально иначе. Как правило уважительно и вежливо, как на видео ниже:

На видео женщина-дайвер показывает, как дать понять тигровой акуле, что вы не еда. Для этого она хлопает акулу точно по носу, насыщенному рецепторами, удары по которому для акулы крайне чувствительны. Хотя на видео тигровая акула, то есть, особь того же вида, что убила российского туриста в Хургаде, надо понимать, что его шансы спастись были низкими. Обычно люди не знают, куда именно надо ударить, чтобы хищник такого рода испугался. В норме, увидев акулу, они начинают активно работать ногами и руками, что порождает и усиливает у хищника ощущение, что перед ним кто-то слабый и надо продолжать атаковать  / ©YouTube

В то же время надо понимать: акула акуле рознь. Не очень большая акула на видео повела себя так, другая может повести себя иначе. Люди редко плавают с гарпуном или чем-то еще, а руками обрабатывать крупного хищника бывает небезопасно. Поэтому представляет интерес вопрос: как минимизировать контакты с акулами?

Где кусают чаще

Научные данные совершенно однозначны: чаще всего людей кусают в Австралии, а не в Хургаде, и вообще не в Египте. В среднем в водах Австралии регистрируют 14 атак человека акулой в год, из них 1,5 — с летальным (если мы говорим о человеке) исходом. Для сравнения: в США живут чуть не в 15 раз больше людей, да и побережье длиннее, но атак акул лишь 45 в год, а погибают в них вообще 0,6 человека в год. 

Ареал обитания тигровой акулы. Легко видеть, что Красное море (с египетской Хургадой) туда входит, а Средиземное — не особо  / ©Wikimedia Commons

Почему так? Основная причина банальна: у Австралии чаще встречаются три наиболее опасных вида акул — белая, тигровая (на видео выше) и акула-бык. Причины опасности этих видов различны. Например, белая акула хотя и числится «холоднокровной», на практике умеет поддерживать температуру основной части тела намного выше, чем у окружающей воды (до 14,3 градуса превышения). Это очень важно для способности двигаться максимально быстро и поддерживать высокий уровень охотничьей активности.

Из-за способности поддерживать тело теплым, белая акула заплывает на севере дальше большинства сородичей. Но и она брезгует Черным морем (не говоря уже о Балтике) как слишком холодным  / ©Wikimedia Commons

Акулы-быки легко поднимаются высоко по рекам на тысячи километров и тем более легко заплывают в эстуарии. А тигровым, похоже, все равно кого атаковать: они делают это без раздумий и иной раз «кусают» даже лодки. Неоднократно именно в их желудках находили номера автомобилей и куски автомобильных покрышек.

Почему атаки акул будут становиться все чаще

Традиционно пресса сообщает нам, что глобальное потепление угрожает акулам, потому что якобы лишает их пищи. А закисление океана, происходящее из-за тех же антропогенных выбросов углерода, что и глобальное потепление, и вовсе угрожает им растворением чешуи, поскольку снижает pH морской воды.

Акула-бык (она же тупорылая акула) не полезет даже в Средиземное море, не то что в Черное: холодно. Зато она отлично заплывает по теплым рекам на тысячи километров вглубь суши, поэтому думать, что в пресноводном-то бассейне опасных акул не бывает, — большое заблуждение  / ©Wikimedia Commons

Все это не имеет никакого отношения к действительности. Реальность строго противоположна: все прошлые потепления сопровождались расширением ареала акул. Более того: подавляющее большинство из полутысячи видов современных акул —  тропические, вне тропиков им объективно неуютно. И до того как на Земле несколько миллионов лет назад стало довольно холодно, видов акул было заметно больше, чем сейчас.

Почему так, догадаться несложно. Потепления в принципе расширяют ареалы морских обитателей. Сегодня кораллы — это существа, нечасто встречающиеся севернее Красного моря и Персидского залива. Но всего лишь два миллиона лет назад приповерхностные кораллы встречались севернее Гренландии, самой северной точки земной суши. 

Приповерхностные кораллы при вмораживании в лед погибнут, без вариантов. Следовательно, Северный Ледовитый (пока) океан два миллиона лет назад не замерзал вообще, ни зимой, ни летом. Почему так, еще десятки лет назад объяснил советский климатолог Михаил Будыко. Как только среднепланетная температура пересекает отметку +16…+17 (сейчас она +15) лед в северном океане летом тает полностью, а зимой не образуется снова, потому что над океаном при наступлении полярной ночи формируется плотный облачный покров. 

Место гибели российского туриста в Хургаде пока крайне далеко от курортов Черного моря. Но, если вы не идете к акулам, то глобальное потепление ведет акул к вам  / ©Wikimedia Commons

Можно уверенно сказать, что как только это происходит, в северном полушарии ареал белых акул продвигается радикально севернее. Просто потому, что обнуление ледового покрова в Северном океане автоматически приведет к существенному подъему температур и в водах близких к нему частей Атлантики. Собственно, процесс уже пошел, и по ряду оценок местами белые акулы двигаются на север со скоростью до ста километров в год (для большинства зон скорость все же ниже — порядка 20 километров в год).

Из таблицы хорошо видно: большинство атак акул с фатальным исходом пока происходит в местах, куда наш турист не поплывет  / ©Wikimedia Commons

Черное море пока слишком холодное. Но и ему недолго оставаться таким: единственное устойчивое ограничение для распространения белых акул — именно температура. Еще в Мраморном море летом она достаточно приемлемая для них (редко ниже +8-9 °C зимой и 23-24 °C летом), то в Черном, конечно, все совсем иначе. Однако и моделирование, и находки теплолюбивых видов там в прежние теплые эпохи ясно показывают: прибытие белых акул на черноморские курорты России — вопрос ближайших нескольких десятилетий.

Разумеется, это не значит, что на юге их станет меньше. В палеонтологической летописи белые акулы не исчезают в низких широтах ни для какого известного отрезка времени. Более того, современные специалисты по акулам уверены, что и нынешний рост числа атак в теплых водах связан с быстрым ростом количества акул там. Как раз из-за потепления. Западные ученые, дающие комментарии местным медиа по этому вопросу и не скрывают: «Изменение климата считается одним из факторов, сильнее всего влияющих [на частоту атак акул. — NS], поскольку более теплые моря позволяют популяциям акул быстро расти».

Дополнительные важные факторы роста числа атак: акул в XX веке нещадно добывали, что уронило их численность во многих регионах на десятки процентов. Сейчас это вышло из моды, поэтому их численность в местах былой охоты быстро восстанавливается. И будет восстанавливаться дальше.

Наконец, люди все чаще ездят отдыхать на море по всему миру, включая Россию. Это значит, что шансы на их столкновение с акулами вырастут и по этой причине.

В то же время надо понимать, что прибытие белых акул в Сочи случится не завтра. Хотя многие научные группы регулярно выпускают моделирующие работы, рассказывающие про полное таяние арктических льдов даже в 2030-х, это физически невозможно. Нужные для этого объемы тепла до следующего десятилетия не успеют накопиться.

Момент таяния арктических льдов был предсказан Михаилом Будыко еще в 1970-х, и это все же 2050-е, а никак не 2030-е. Его прогнозам есть основания доверять: именно он предсказал, что в 1970-2020 годах температура Земли вырастет на 1,0 градуса, как и случилось. Напротив, те, кто моделировал климат после него, пока не сделали ни одного сбывшегося масштабного долгосрочного прогноза.

И ничего нельзя сделать?

Это совсем не означает, что мы не можем снизить шансы на атаку акул в каком-то конкретном месте. Список подобных оборонительных мер широк, и самая очевидная из них применяется в той же Австралии — превентивная охота на белых акул близ мест, где часто бывают пловцы-люди. Мера не очень популярная (экологи ее не любят), зато работает.

Чисто теоретически, возражения экологов против охоты на белых акул в Черном море (после того, как они в нем появятся из-за потепления) сомнительны. В конце концов тут тысячи лет их не было, и поэтому этот вид трудно назвать нормальным элементом местного ландшафта. Однако на практике можно быть уверенным, что какие-то возражения обязательно появятся.

Второй тип мер — противоакульи сетки. Их ставят, если люди купаются в заливе, а вход в него узкий. Или если речь идет о людных пляжах у открытого морского побережья. Такие сетки могут иметь значительный размер ячеек, позволяющих пропускать даже крупную рыбу и блокировать лишь акул и дельфинов. Правда, надо понимать, что морские млекопитающие в таких заграждениях могут запутаться и погибнуть. Это делает такой вариант менее оптимальным, чем предшествующий.

Идея крупноячеистых сетей в том, чтобы не мешать рыбам поменьше, но останавливать акул. В результате те часто застревают в таких сетях, где гибнут от голода или от того, что их, беспомощных, объедают собратья-акулы  / ©Wikimedia Commons

Кроме того, такие сетки эффективно работают, только если их внимательно осматривать на предмет разрывов. Например, в Гонконге дайверы это делают еженедельно. То есть, такие структуры можно установить у оживленных пляжей, но вдоль всех ~1200 километров российского побережья Черного моря это решение явно не применить.

Скорее всего, обе эти меры если и будут внедрены, то с запозданием. Хотя бы потому, что наша страна на сегодня всерьез к потеплению не готовится и реагирует на его проявления в основном со значительным лагом.


Действительно безопасны для крупных животных только мелкоячеистые сетки-барьеры, которые установили в Гонконге в 1990-х, после того, как акулы в один год убили трех местных жителей на пляжах. Такие барьеры, правда, работают только там, где нет сильных океанских волн. Но, собственно, на российской Балтике или Черном море таких почти не бывает, поэтому у нас их установка была бы логичной  / ©Wikimedia Commons

И в то же время всерьез беспокоиться нет нужды. Даже египетское Красное море — самый «акулий угол» из всех, где часто бывают наши туристы, — в среднем дает меньше одной смерти от нападения акулы в год. В Турции или Таиланде подобные события куда реже. Поэтому на деле средний русский турист имеет больше шансов умереть, разбившись на квадроцикле, чем от укуса акулы. И даже когда белые акулы достигнут черноморских курортов, эта пропорция вряд ли изменится. Все-таки мы для акул далеко не самая интересная пища. 

Комментарии

  • Один нюанс: в Египте убирают противоакульи сети т.к. Они обрастают водорослями и начинают приманивать рыб, а те у свою очередь акул.
    Поэтому только уничтожение акул является единственной мерой.

    • Пока сети целый -- из обрастание и приманивание не ведет к угрозе для людей. Поэтому в Гонконге том же и нет погибших от акул -- хотя и их уничтожение не ведется.

  • Комментарий удален пользователем или модератором...

  • Местные ультралибералы придумали свою версию пацифизма (который предполагает что любая война это плохо) и осуждают только войны в которых участвует Россия.