Рубрика Психология

Навязчивость мелодий связали с темпом и модуляцией

Международная группа ученых провела первое крупномасштабное исследование феномена навязчивой музыки и выделила критерии, которые для нее характерны. Результаты работы опубликованы в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts.

Вынужденные музыкальные образы (involuntary musical imagery, INMI) — явление, при котором человек непроизвольно вспоминает и повторяет мелодию, услышанную ранее. Такой эффект может возникать по различным причинам, например из-за спонтанных ассоциаций или после шестикратного прослушивания, и хотя бы единожды наблюдался у 98 процентов людей. При этом несмотря на большое количество исследований критерии, по которым одни композиции (чаще это песни) становятся навязчивыми, а другие нет, остаются неясными.

 

Для уточнения критериев ученые из Лондонского университета, Тюбингенского университета и других учреждений провели первое крупномасштабное исследование INMI продолжительностью три года. Участие в нем приняли 3 тысячи добровольцев в возрасте от 12 лет до 81 года. На первом этапе они заполняли опросник, в котором указывали частоту переживания феномена, отношение к нему и методы преодоления. Затем испытуемые перечисляли исполнителей, названия песен и их части (куплет, припев), которые считают навязчивыми.

 

Полученные данные сопоставлялись с показателями музыкальных чартов (Великобритании) и интернет-статистикой. После этого песни дополнительно отфильтровывались по частоте упоминания (минимум троекратное упоминание разными участниками) и наличию MIDI-транскрипций в базе данных Geerdes. Транскрипции использовались для анализа структуры и текстуры песен. В исследовании участвовали только популярные жанры: поп, рок, рэп и другие, тогда как классическая музыка и детские песни исключались.

 

Самые навязчивые песни по версии испытуемых. / © Kelly Jakubowski, Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2016

 

По итогам опроса ученые выделили 3806 песен, 1558 из которых встречались в чартах. При этом частота упоминания оказалась сопоставима с рейтингом композиций: чаще всего (33 раза) испытуемые называли «Bad Romance» Леди Гага, на втором месте была «Can’t Get You Out of My Head» Кайли Миноуг. После дополнительного отбора авторы оставили 100 песен и в качестве контрольной выборки самостоятельно составили список из 100 песен, которые не упоминались добровольцами в качестве навязчивых.

 

Последующий анализ проводился по 82 параметрам, включая темп, модуляцию, питч и интервалы между нотами. Каждый параметр играл роль N-грамм, на основе которых строились профили композиций и отношения между ними. Согласно результатам, наиболее значимыми оказались 12 параметров, в частности более высокий по сравнению с контрольными песнями темп (в среднем 124,1 bpm), более выраженные интервалы между нотами или, напротив, большое количество повторяющихся нот. По мнению авторов, такой профиль соответствует среднестатистической песне жанра поп в западной культуре.

 

«Наши результаты показывают, что навязчивость той или иной музыки возможно предсказать по ее содержанию. Это могло бы помочь начинающим исполнителям или рекламодателям, отвечающим за джинглы, создать запоминающуюся мелодию», — сообщила соавтор работы Келли Якубовски (Kelly Jakubowski). Для борьбы с навязчивыми музыкальными образами ученый рекомендовала заново прослушать мелодию до конца или переключить внимание на другую.

Комментарии

  • Дабы "выбить" из головы поднадоевшую песню, необходимо, ка к говорят ученые, повторить последние две строчки песни, и тогда она исчезнет. Кто-нибудь ставил сей эксперимент?

    • Если песня, которая застряла в голове нравится и вызывает положительные эмоции- значит нужно её послушать желательно полностью или переключиться на другую подобную песню, которая вызывает те же эмоции. Если песня, которая очень раздражает и вызывает негативные эмоции- не нужно её слушать не в коем случае, а просто переключиться на ту песню, которая вызывает положительные эмоции. (Проверено на собственном опыте долгим временем)!