Можно ли замедлить фотон, и если можно, то насколько?

Roman Markin
#свет
+2
#фотоны
3 января
57 877
Простой вопрос

Да, можно. Собственно, вы именно такие фотоны прямо сейчас и видите — свет, распространяющийся не в вакууме, движется медленнее. То, во сколько раз он замедляется — зависит от свойств материала, и у этой величины есть название, известное по школьному курсу оптики, это «показатель преломления».

Свет, который попал к вам на сетчатку, прошел сначала через воздух (он не очень отличается от вакуума в этом плане, но все-таки свет в нем движется медленнее, чем в космическом пространстве), а потом через роговицу, хрусталик и глазное яблоко. Вот там уже показатель преломления в районе 1,4 (у хрусталика, кстати, еще и неравномерно, по краям меньше), так что последние миллиметры фотоны к вам шли с замедлением в 1,4 раза.

У алмаза показатель преломления аж 2,4 — там свет замедляется более чем в два раза. Кстати, само название «показатель преломления» говорит о том, что при попадании в «медленную» среду свет ещё и отклоняется в сторону: с этим связан и кажущийся излом погруженной в воду под наклоном палки, и эффект полного внутреннего отражения, когда поверхность какой-либо среды выглядит зеркальной.

Из более-менее «нормальных» материалов самый высокий — больше 4! — показатель преломления у германия: правда, он для видимого света вовсе непрозрачен, а пропускает только инфракрасное излучение. Но такие фотоны, в общем-то, тоже фотоны! И в германии они движутся со скоростью менее 25% от вакуумного значения.

Из «ненормальных» же материалов есть всякие штуки, в которых распространение света идет со скоростью вплоть до миллиметров в секунду, но там совсем некорректно говорить о замедлении отдельных фотонов. И, кстати, очень интересный эффект происходит, когда в материал влетает частица — уже не фотон, а какой-нибудь протон, например — со скоростью большей, чем скорость света в этом материале. Никакого нарушения теории относительности тут нет и в помине (та оперирует скоростью света в вакууме!), но такая частица резко тормозит, выдавая избыток энергии в виде света, это называют излучением Вавилова-Черенкова. Такие вспышки видят иногда космонавты: когда частицы космических лучей попадают в глаз.

"Детское" объяснение, по-моему, примерно такое: в вакууме фотон летит по прямой, а вот в прозрачной среде он как бы постоянно натыкается на маленькие отражающие зеркальца (атомы), которые немного меняют направление его движения. Общее направление все равно остается "вперед", но уже не по прямой, а по ломанной кривой, т.е. путь удлиняется. Чем плотнее среда, тем больше переотражений, больше изломов, длиннее путь. Поэтому кажущаяся скорость фотона в такой среде меньше световой, хотя на самом деле он не может двигаться ни с какой другой скоростью, кроме скорости света. Как-то так)
А еще черенковское свечение любят изображать когда речь идет о радиоактивности - все эти светящиеся зеленоватым светом материалы в мультфильмах и кино.
А какова физическая природа замедления фотона? Что именно в веществе так влияет на него, что он двигается медленнее? (направление меняет видимо по этой же причине)
    03.01.2023
    Самого замедления по сути нет – есть только задержка между поглощением и переизлучением фотонов атомами вещества. У самого же света скорость везде и всегда одинакова.
      А почему фотон переизлучается в том же направлении, в котором был поглощен? Да и вроде бы атомы могут излучать фотоны только строго определенных длин волн, а прозрачны вещества обычно в некотором диапазоне.
        потому что закон сохранения импульса
          06.01.2023
          фотон безмассовая частица. какой у него импульс? вне взаимодействии он всегда распространяется со скоростью света. вопрос по сохранению направления после прохождения прозрачного вещества остается открытым
          Если мы вспоминаем про закон сохранения импульса, то как быть с тем моментом, когда фотон поглотился, но еще не переизлучился? Вот эта вышеупомянутая задержка. Все проще (ну или сложнее). Нет никакого поглощения/переизлучения, а есть интерференция колебаний фотона и порожденных им электромагнитных волн
        Потому что ничего там не поглощается и не переизлучается. При прохождении через вещество фотон инициирует электромагнитные волны (от электронов вещества) и то что мы видим - интерференция всех получившихся волн. И вот эта результирующая волна движется медленнее скорости света в вакууме.
    Дело в том, что фотон - это электромагнитная волна и при прохождении по веществу она вызывает вторичные колебания от электронов вещества. А т.к. движение волн это движение гребней, то мы видим интерференционную картинку от всех инициированных волн. И вот эта результирующая волна движется медленнее.

Сразу уточню, что эта гипотетическая материя называется всё же темной, а не черной. И ясности с ней пока очень мало.

Единственное, в чем мы твердо уверены — что массы видимого вещества (звезд и газа) не хватает, чтобы объяснить всю наблюдаемую гравитацию. А вот...Читать далее

Действительно ли жить рядом с ЛЭП вредно для здоровья?
Модест Измайлов
+1
#электричество
29 января
46 570
Сложный вопрос

Скорее всего — нет. Некоторые исследования показали, что вблизи очень мощных (с напряжением от 200 кВ и выше) немного растет риск детской лейкемии, но и этот эффект на уровне «один случай за два года на 5 миллионов человек», к тому же неясно, действительно ли дело в...Читать далее

Где конец таблицы Менделеева?
#РелятивисткаяФизика
+2
#химия
15 января
52 412

В настоящий момент она заканчивается на 118 элементе, оганесоне. Кстати, назван он в честь Юрия Оганесяна, руководителя группы физиков, получивших 4 элемента со 104 по 107 — и это практически уникальный случай, поскольку за всю историю лишь два элемента называли в честь...Читать далее

С какой силой воздух давит на человека?
Модест Измайлов
#сила
+1
27.11.2022
70 259

Спасибо за каверзный вопрос! Ответ такой: если просто взять площадь поверхности тела (это два квадратных метра для взрослого), то получится примерно 200 килоньютонов или 20 тонно-сил.

Но такой ответ был бы не совсем корректен по двум причинам.

Во-первых, сила...Читать далее