«Существует три правила написания романов, ? когда-то заявил английский писатель Сомерсет Моэм. А затем добавил. ? К сожалению, никто не знает этих правил».
Если верить трем экспертам из университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, им удалось при помощи компьютерной программы найти правила, с помощью которых можно предсказать, будет ли та или иная книга пользоваться успехом или провалится в продаже. Разработанный алгоритм с 84% точности работает при приложении к уже опубликованным рукописям.
Авторы работы, опубликованной Ассоциацией компьютерной лингвистики (Association of Computational Linguistics), утверждают, что ими впервые была осуществлена попытка корреляции стилистических элементов книг и их успеха среди читающей публики и критиков.
©Flickr/ Pete Meade
Исследователи использовали процесс, называемый статистической стилометрией ? отличный инструмент для подробного анализа стиля книг в различных жанрах и характеристических стилистических элементов.
В число проанализированных книг входили как признанные классики, например «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса или «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя, так и модные бестселлеры Дэна Брауна, а также многие романы, выигравшие Пулитцеровские премии.
К каким же выводам пришли ученые?
Например: в популярных книгах чаще используются соединительные союзы «и» и «но», а также предлоги. Также в них часто встречаются существительные и прилагательные; провалившиеся же авторы, наоборот, больше полагаются на глаголы и наречия.
Что касается глаголов, исследователи заметили, что в успешных книгах более популярны глаголы, описывающие процесс мышления героев, а не их поступки или эмоции. Известные писатели используют глаголы типа «узнал» или «вспомнил», неудачливые полагаются скорее на «хотел», «взял» или «обещал».
©Flickr/ AJC2911
«Недостаточно просто написать, что героине было грустно, ? разъясняет один из экспертов. ? Читателю хочется знать, почему, получить подробное описание ее мыслей и состояния».
Стиль популярных авторов напоминает ученым журнальные статьи. Именно в них встречается больше всего существительных, прилагательных и предлогов. Романисты, пишущие как для прессы, скорее добьются успеха, говорят эксперты. Совсем не удивительно, что такие известные авторы, как Диккенс, Хэмингуэй, Фредерик Форсайт и многие другие, первоначально начинали на журналистском поприще.
К сожалению, для двадцати издательств, отвергнувших первый манускрипт Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере, исследования ученых уже запоздали, но кто знает, быть может их программа поможет в написании и публикации новых бестселлеров.