Рубрика Психология

«Моральные победы» помогают предотвращать дальнейшие поражения

Выигрыш или проигрыш с минимальным счетом заставляет тренеров принимать неправильные решения. В случае проигрыша главный тренер принимает меры, которые ведут к еще одному поражению за сезон.

Нелюбовь к поражениям лежит в основе человеческой природы. К сожалению, принимая проигрыш слишком близко к сердцу, люди значительно повышают риск потерпеть поражение в следующий раз.

 

К такому выводу пришли авторы статьи, опубликованной в журнале Management Science. Выводы ученых из университета Бригама Янга основаны на анализе данных, собранных в течение 20 лет во время игр Национальной баскетбольной ассоциации (НБА)

 

Экспертов интересовали, в первую очередь, игры, в которых выигрыш или проигрыш был с минимальным счетом. После выигрыша в такой игре тренеры меняли состав основной команды в 25 процентах всех случаев. В случае проигрыша главный тренер команды принимал более серьезные меры: в 33% случаев состав базовой команды менялся. 

 

Убедительный выигрыш свидетельствует о силе команды и дает надежды на будущие победы. Позорный проигрыш – знак того, что в команде следует что-то менять. Однако проигрыш или выигрыш с разницей в одно очко практически равноценны по значимости. Не следует переоценивать ни значения победы, ни слишком горевать о поражении.

 

– Бреннан Платт, университет Бригама Янга

 

 

Платт и его коллеги, проанализировав имеющиеся данные по баскетбольным играм, пришли к выводу, что поспешные решения в результате минимального проигрыша приводят, скорее, к негативным последствиям, которые стоят команде, в среднем, лишнего поражения за сезон.

 

Практически все тренеры НБА принимали минимальные проигрыши близко к сердцу, а из побед с разницей в одно очко (при том, что ожидался более серьезный разрыв в счете),  не делали серьезных выводов на будущее.

 


Исследователи считают, что их выводы могут оказаться полезными и для работодателей, оценивающих своих сотрудников. Часто оценка работы производится по принципу «все или ничего»: выполнил ли продавец план по продажам, долетел ли самолет вовремя и т. д.


 

Ученые предлагают обращать больше внимания на неудачные обстоятельства, которые могли помешать сотруднику достичь нужного результата, а также на то, насколько его достижения отстают от стандартных.