Технологии

Битва роботов себя не оправдала

Состоявшаяся накануне дуэль огромных боевых человекоподобных роботов (БЧР) произвела, мягко скажем, неоднозначное впечатление. Постараемся копнуть поглубже и понять, почему же так произошло.

Что такое БЧР?

Сейчас уже никто с уверенностью не скажет, кто же первый придумал концепцию огромных человекоподобных роботов. Да и дать некий единый образ этому типу фантастического оружия довольно тяжело: вместе с эволюцией выдуманных вселенных менялся и образ БЧР. Почти стереотипных боевых человекоподобных роботов можно видеть в популярном японском аниме «Евангелион», где одна такая машина может практически в одиночку решить исход битвы и спасти все человечество. Иная концепцию БЧР представлена в вышедшем ранее популярном мультсериале «Эхо-взвод», где управляемые роботы похожи на современные экзоскелеты.

Кадр из мультфильма “Эхо-взвод” / ©Fox Broadcasting Company

Если говорить кратко, то БЧР — это выдуманная боевая единица, которая внешне похожа на человека (имеет руки, ноги, а иногда и голову) и, как правило, управляется оператором, сидящим внутри. Многим людям, далеким от разработки настоящей военной техники, такой подход кажется весьма оправданным. Однако прошедший намедни поединок между двумя моделями БЧР в очередной раз показал: в реальной войне мы, скорее всего, ничего подобного не увидим. Робот слишком высок, а следовательно, уязвим. Кроме этого, он заметно дороже основного боевого танка, чей форм-фактор намного более продуман. Во всех отношениях.

Поединок века

Еще в 2015 году разработчики американского робота MegaBot Mk.II вызвали на дуэль японцев из компании Suidobashi Heavy Industry, построившей робота Kuratas. Финансирования разработки «американца» взяла на себя компания Autodesk. Сначала с помощью краудфандинга хотели собрать 1,8 млн долларов, однако кампания по сбору средств провалилась. Видимо, БЧР оказались не настолько интересны общественности, как думали идеологи проекта. Впрочем, 550 тыс. долларов американцы все же собрали. Этих денег хватило, чтобы построить «продвинутого» MegaBot-а, который назвали MegaBot Mk.III Eagle Prime.

Японский Kuratas (слева) и американский MegaBot (справа) / ©Twitter/2OU‏

Что же собой представляют роботы? Ног в классическом понимании у них нет. Японская машина передвигается с помощью колес и чем-то напоминает располневший сельскохозяйственный трактор. «Американец» двигается на гусеницах. Kuratas (во всяком случае, его первая версия) весит более 4 тонн. Он имеет более тридцати гидравлических сочленений. Дизельный двигатель позволяет развивать скорость около 10 км/ч. Управляется вся эта конструкция при помощи тачскрина и двух джойстиков, которые отвечают за движения рук агрегата.

Американский робот MegaBot Mk.III покрупней. Весит он без малого 12 тонн, что сравнимо с массой советской боевой машины пехоты БМП-1. Если разработка из США встанет в полный рост, то будет выглядеть еще более внушительно, словно «настоящий» боевой робот из научной фантастики.

MegaBot Mk.III Eagle Prime / ©MegaBots  

Ни MegaBot, ни Kuratas никогда не создавались в качестве боевых машин в прямом смысле этого слова. Перед нами просто дорогие игрушки, которыми можно управлять изнутри и которые несут бутафорские «ракеты» и «пулеметы». Последние, впрочем, даже умеют стрелять.  

Сам поединок проходил в Японии и состоял из нескольких частей, в которых поучаствовали один японский и два американских робота (но последние, конечно, не могли выходить на ринг одновременно). Правила просты: нужно сделать так, чтобы вражеский робот вышел из строя или его команда капитулировала.

Сначала японцам везло: первый раунд они уверенно выиграли, просто опрокинув детище США, врезавшись в него с ходу металлической рукой. Это была старая версия американского робота. Выглядело все, нужно сказать, эффектно, но дальше началось шоу, малоинтересное широким кругам. Более совершенный американский Eagle Prime в следующем раунде попытался «расстрелять» японскую машину шариками, но та заехала за бочки, так что бой быстро перерос в тягомотную позиционную войну.

Затем японцы зачем-то запустил дрона с дымовой шашкой, после чего Kuratas ринулся в бой, желая, вероятно, повторить успех первой партии. Но команде из США удалось обрушить старые автомобили, частично преградив ему дорогу (в реальности все выглядело куда менее определенно, чем кажется в текстовом варианте). MegaBot Mk.III пару раз выстрелил в своего врага, а потом отключил его уверенными, но не очень быстрыми ударами металлической руки. На этом раунд для Kuratas завершился.       

Последний, третий, бой оказался еще менее удачным для японцев. Команда из США снабдила свое детище гигантской пилой. Eagle Prime зажал несчастного японского робота и буквально искромсал его данным орудием. При этом ведущая начала показушно метаться, требуя остановки шоу. Итог — победила команда США.

Пила выглядела и правда страшно, но динамики от этого больше не стало. Под конец машины были похожи на сцепившихся профессиональных борцов-тяжеловесов. Это явно не то, чего ожидало любящее яркие шоу американское комьюнити. Строго говоря, никакого накала страстей во всех поединках не было вообще. Нарезка, которую нам показали, длится чуть менее получаса. В реальности же только на восстановление одного робота после раунда ушел день. Так что транслировать все это в прямом эфире не имеет смысла.

Один из зрителей после просмотра написал, что японскому Kuratas-у изначально была уготована роль жертвы. Все-таки выглядел он куда скромней. Что ж, возможно, так оно и есть. Всех деталей поединка мы все равно не знаем, посему и рассуждать всерьез о потенциале команд смысла нет.

Kuratas / ©suidobashijuko  

Будущее без будущего

Битвы футуристичных управляемых роботов могут быть полезны в контексте развития технологий роботостроения, но они вряд ли станут интересным времяпровождением для простых людей. Наличие пилота внутри такой машины резко ограничивает «пространство для маневра»: чтобы люди уцелели, битвы должны проходить в очень неспешном темпе. Не стоит забывать, что робот может загореться от резкого удара или падения. По ходу поединка пилотам придется думать не столько о победе, сколько о том, как бы не навредить оппоненту чересчур. В таких условиях говорить о духе соперничества просто неуместно.

Еще один нюанс — высокая сложность и большая стоимость таких комплексов. Далеко не каждый коллектив, пусть даже очень талантливых, инженеров, имеющих пусть даже очень солидных спонсоров, потянет разработку чего-то подобного.

В этом смысле намного более перспективно выглядят поединки, подобные тем, что мы видели в шоу «Битвы роботов». Участие там принимали небольшие дистанционно управляемые роботы, которые могли использовать самое разное оружие. Там были как команды профессионалов, так и любителей, которым было просто нечем себя занять на досуге.

Комментарии

  • Автор статьи - ты скучный как жизнь коматозника. Чего ты хотел от первой битвы? Оптимуса Прайма и Мегатрона? Иди смотри мультики. Не тебе такие обзоры писать.

    • Автор, кроме прочего, представил личное мнение о том , ПОЧЕМУ такие битвы не могут быть интересными. А не могут они быть таковыми, в частности, из-за наличия внутри роботов людей. Если вы, конечно, не хотите кого-то их них убить в прямом смысле этого слова.