Космонавтика

Новый звездолет Илона Маска — изнутри и снаружи

Корпорация Илона Маска с 2012 года разрабатывает космический корабль, который может изменить правила игры в космической отрасли. Starship, как его называют, должен стать многоразовой транспортной системой, способной доставить на Красную планету до 100 человек за раз.

Основополагающим принципом частной космической компании Илона Маска SpaceX заявлена цель сделать человечество «многопланетным видом». Это отчасти мотивировано экзистенциальными угрозами, такими как столкновение Земли с астероидами, которые способны полностью уничтожить жизнь и людей. Заселение других планет поместило бы часть яиц в другие корзины, и человеческая цивилизация смогла бы выжить, если бы на Земле случился серьезный катаклизм. В 2016 году предприниматель изложил свое мысли по этому поводу на международной конференции в Мексике: «История будет раздваиваться по двум направлениям. Один путь – мы останемся на Земле навсегда, и тогда произойдет какое-то окончательное вымирание. Либо есть альтернатива – стать космической цивилизацией, и я надеюсь, вы согласитесь, что это наиболее верный путь».

Маск часто говорил о своей мечте построить города на Марсе. Он считает, что поселениям потребуется большое число людей, чтобы стать самодостаточными. Реализация этой мечты требует транспортного средства, которое соответствует поставленной задаче. Звездолет Starship – комбинация ракеты и космического корабля, которая может перевозить более 100 человек за один раз на Красную планету. Система предназначена для полного повторного использования, то есть основные аппаратные элементы не выбрасываются в море и не сгорают, как это происходит с некоторыми другими системами запуска, а возвращаются из космоса. Затем их можно отремонтировать и снова отправить в полет, снизив тем самым стоимость всего предприятия.

Приглядимся внимательно к звездолету

При запуске космический корабль Starship будет располагаться на сверхтяжелой ракете-носителе Super Heavy. Комбинированная система достигнет 120 метров в высоту. Для сравнения: американская сверхтяжелая ракета-носитель «Сатурн-5», которую использовали для реализации пилотируемой посадки на Луну, была немного меньше – 110,6 метра. Таким образом, Starship станет самой большой ракетой в истории американской космонавтики.

Комбинированная система звездолета Starship на сверхтяжелой ракете-носителе Super Heavy / Фото: SpaceX

Сам космический корабль – длиной 50 метров с носовой частью и стабилизаторами ракетного ускорителя из нержавеющей стали – напоминает ракетные корабли из золотого века научной фантастики. В нижней его части – шесть высокоэффективных двигателей Raptor, разработанных в течение десятилетия компанией SpaceX. Сгорание топлива происходит поэтапно, и конструкция двигателя сокращает количество топлива, которое тратится впустую.

Космический корабль длиной 50 метров с носовой частью и стабилизаторами ракетного ускорителя / Фото: SpaceX
Двигатель Raptor / Фото: SpaceX

Ближе к середине корабля расположены топливные баки. Они питают двигатели жидким метаном (СН4) и жидким кислородом (О2). Метан – основное топливо, а кислород действует как окислитель – химическое вещество, заставляющее топливо гореть. Эта комбинация получила название methalox. Выбор топлива необычен для ракетных двигателей, но метан способен генерировать большую тягу. К тому же это разумный выбор в свете планов Маска, связанных с Марсом. Основатель SpaceX говорит, что CH4 можно синтезировать из марсианской подземной воды и атмосферного углекислого газа (CO2) с помощью химического процесса, известного как реакция Сабатье. Заправка Starship для возвращения на Землю с использованием марсианских ресурсов предоставила бы уровень самообеспеченности, сделав путешествия более осуществимыми и экономически эффективными.

В верхней части космического корабля, который иногда называют верхней ступенью, находится огромный отсек полезной нагрузки, способный перевозить большие грузы или людей к местам назначения в глубоком космосе.

Верхняя часть корабля с отсеком полезной нагрузки / Фото: SpaceX
Отсек полезной нагрузки, в верхней части которого находится общее помещение для экипажа, ниже расположены складские помещения, камбуз и 40 кают/кабин для экипажа / Фото: SpaceX

У обтекателя полезной нагрузки Starship диаметр девять метров и высота 18 метров, что дает самый большой полезный объем полезной нагрузки из всех существующих или разрабатываемых космических кораблей. Его можно использовать как для экипажа, так и для груза. Для дальних полетов на Марс и обратно, которые могут занять до девяти месяцев в одну сторону, Маск планирует установить около 40 кабин в зоне полезной нагрузки, рядом с передней частью разгонного блока. «В каждой каюте можно разместить по пять-шесть человек, если вы хотите, чтобы люди жили скученно, – говорил Маск. – Но, я думаю, в основном мы ожидаем увидеть по два-три человека в кабине, поэтому номинально около 100 человек для полета на Марс». В отсеке полезной нагрузки также расположатся общие и складские помещения, камбуз и укрытие, где люди могли бы собираться, чтобы защититься от солнечных бурь, когда наше светило изрыгает с удвоенной энергией потоки электронов, протонов и других заряженных частиц.

Двери, ведущие в индивидуальные каюты / Фото: SpaceX
Индивидуальные каюты для каждого члена экипажа, в которых можно сидеть, лежать, смотреть кино или посылать видеооткрытки домой – на Землю / Фото: SpaceX

Общее помещение представляет собой большой зал с полноразмерным окном в носовой части обтекателя и маленькими обзорными иллюминаторами, расположенными по периметру общей комнаты, через которые экипаж сможет наблюдать за космическим пространством за бортом Starship. Под общим залом располагается гимназий – спортивный зал с различными тренажерами, в основном беговыми дорожками, чтобы экипаж во время полета мог поддерживать приемлемую физическую форму. На уровне ниже находятся личные каюты (кабины) экипажа. Маск упоминал о 40 помещениях, в каждом из которых будут жить по два-три человека, но есть и альтернативный вариант размещения, предполагающий наличие 50 изолированных индивидуальных отсеков. В собственной крохотной комнате участник экспедиции может либо лежать, либо сидеть – кровать легко трансформируется в кресло и обратно. Каждая каюта оборудована компьютером, с помощью которого можно смотреть видео, записывать и посылать своеобразные послания домой. Под жилыми помещениями располагается комната, где экипаж будет собираться в случае активных солнечных вспышек, о которых его заранее уведомит бортовой компьютер. Подобное помещение существует сегодня и на Международной космической станции. В этом же отсеке находятся уборные. Все отсеки соединяет вертикальная шахта с лестницами, с их помощью экипаж может плыть в невесомости, перемещаясь из одного уровня звездолета в другой. Под помещением с уборными – уровень негерметичного хранилища, аккумуляторы и другие служебные помещения, которые презентация SpaceX обходит стороной.

Экипаж в общей комнате / Фото: SpaceX
Экипаж занимается физической подготовкой во время полета / Фото: SpaceX

Обратимся к так называемой первой ступени – или сверхтяжелому ракетоносителю Super Heavy длиной 70 метров, который будет заполнен 3400 тоннами охлажденного methalox. Его оснастят примерно 28 двигателями Raptor (эта спецификация несколько раз менялась), обеспечивающими максимальную тягу около 72 меганьютонов.

Сверхтяжелый ракетоноситель Super Heavy / Фото: SpaceX

Предполагается, что он сможет поднять на низкую околоземную орбиту не менее 100 тонн полезной нагрузки, а возможно, и до 150 тонн.

Для чего хотят использовать Starship

Starship способен сыграть определенную роль в программе NASA «Артемида», которая направлена на установление долгосрочного присутствия человека на Луне. В прошлом году SpaceX получила от Национального космического агентства США 135 миллионов долларов на разработку конструкции звездолета, чтобы его можно было использовать в качестве лунного спускаемого аппарата с экипажем.

Версия, предназначенная для полетов по проекту «Артемида», не будет обладать теплозащитным экраном или закрылками, необходимыми для возвращения на Землю. Вместо этого система доставки человека Starship останется в космосе после его первоначального запуска с Земли, чтобы использоваться для многократных поездок между лунной орбитой и поверхностью спутника нашей планеты.

Грузовая версия Starship имеет отсек полезной нагрузки, который открывается как пасть крокодила. Это позволит использовать его для запуска спутников. В SpaceX считают, что огромная грузоподъемность предоставит возможность для новых типов роботизированных научных миссий, включая телескопы большего размера, как обсерватория имени Джеймса Уэбба – будущий преемник «Хаббла». Эту систему можно было бы использовать даже для высокоскоростных путешествий между различными пунктами назначения на Земле.

По словам Илона Маска, Starship в итоге сможет доставлять людей к местам назначения в «большой Солнечной системе», включая газовые гиганты, такие как Юпитер. Но это остается долгосрочной целью.

Комментарии

  • Нда, клоунада...
    Тем временем Маска практически выдавили с рынка коммерческих запусков (демпинг кончился, цены взлетели в космос) обещанных новых двигателей нет, а за государственные пуски ему приходится судитьсяс внезапно другими частниками - Боинг и ЛМ.
    А Теслы прибыльные второй год, но лишь за счет торговли углеродными кредитами.

    • Маска практически выдавили с рынка коммерческих запусков

      Кто это выдавил Маска уж не Рогозин ли? ))) Ну да в этом году Фальконы заняты развертыванием системы Старлинк, тут у всех остальных "выдавливателей" карта и поперла. Китай запускает много, но только свои спутники и большая часть из них шпионские Яогань в интересах МО
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_2021_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83

      • Так это боты. Постоянно одно и то же пишут. Причём spacex настолько далеко вперёд ушли,что ботам приходится писать бред типо "ракеты Маска взрываются" или "да они на российских двигателях летают" и т д. Причём если ты напишешь "это вранье, у spacex двигатели собственной разработки" то тебе чаще всего просто не ответят , мне бывало отвечали "ясно,маскодрочера порвало" , а я спрашиваю "так у вас есть аргументы или вы просто соврали что двигатели российские" а мне отвечают "тебя че в гугле забанили,маскодрочер?" В общем у них тактика вкинуть говно на вентилятор ,а когда ты спросишт зачем вы говно кидаете,то тебя просто обосрут. Ты можешь скидывать ссылки ,факты и т д, но это бесполезно

        • Ну враньем в интернете никого не удивишь, причем занимаются этим обе стороны, но в данном случае нелепость позиции илоноскептиков вполне очевидна. Они поэтому и не пытаются ничего аргументировать.

          • Надо преодолевать в себе желание подискутировать с подобной публикой. Если это не боты, то интернет-гопники. Есть ли смысл спорить с гопником? Кстати, искусственный разум, о котором любят порассуждать наши власти, уже создан. И работает. И Вы с ним даже уже общаетесь - это боты, о которых писал коллега выше. Как впечатления от этого "разума"? Или какие создатели - такой и разум?

          • Кстати, о новых перлах Д. Рогозина. Если правда, то Манилов отдыхает. Новый сценарий из серии "мы их порвем как Тузик грелку" про космический туризьм. Тут тебе и мифическая российская орбитальная станция, и путешествие вокруг Луны.
            https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20211219175453
            Зато весело.

          • Турист тоже мифический? И я предпочел бы прочитать оригинал высказывания, а не пересказ неведомого блогера, который почему-то постеснялся приложить ссылку на исходник.

          • Не надо агрессии, спокойнее, Иван. Новости про Рогозина - это ж практически шутка. Турист не мифический, а японский, вот в чем разница. Вряд ли рогозинские менеджеры смогут уговорить здоровенного американца, например, втиснуться между парашютами времен Леонова. А японцы - народ привычный к капсульным отелям, дискомфорта не испытывают.

            А если без шуток, то потенциал в области космического туризма у США и у России можно сравнить с потенциалом в области обычного туризма у Турции и Абхазии соответственно. Конечно, любителей экстрима и старины всегда найти можно, вопрос цены тоже немаловажен, но массовый потребитель предпочитает комфорт за разумные деньги.

            Для Вас - ссылки на РИА и Вести:
            https://www.vesti.ru/article/2649894
            https://ria.ru/20211208/kosmos-1762743748.html

            Про это же, только бесплатно для самых великих россиян, Рогозин трындел еще в 2019:
            https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5caf57ac9a7947f3fc459df4
            Не, ну все реально к тому и идет, разве нет? На Союзе верхом, бесплатно, с памперсом, вокруг Луны... Жюль Верн или барон Мюнхгаузен...

  • Когда гиперлуп заработает, Тесла и Старлинк окупятся,тогда и я стану неофитом секты Маска, и уверую в то, что кто-то, когда-то рискнет отправить на Марс сотню душ в этой жестянке."Комбинация ракеты и космического корабля, которая может перевозить более 100 человек за один раз" - я что-то где-то проспал, и ...значит, "успешныйуспехуспешен" уже, свершилось!!! Ведь настоящее время глагола "может", как бы очень намекает на то, что сейчас, ныне, надысь Спейсэксы - "наши космические корабли бороздят просторы вселенной " (цитата, Михаил Степанович, прораб ©)

    • 10 лет назад неверовали в Фалькон и многоразовость, теперь только в окупаемость )) Однако денежка у Маска все не переводится. А так не бывает с убыточными-то проектами.

    • Какой ещё Гиперлуп, Маск им вообще не занимается?

    • Гиперлупом занимается Virgin, если я не ошибаюсь. Это другой миллиардер.
      И не ждите чудес сразу, перспективные разработки - дело не одного года. Но где их нет, нет и перспектив. К сожалению, у нас
      есть только обещания, а не перспективные разработки.

      • И в этом вы тоже ошибаетесь, гиперлупом занимается куча команд. Идея то и правда хороша. Просыпайтесь уже

        • Здесь где-то в комментах обсуждали сию идею ГиперЛупа, подсчитали, прослезились. Но если лично у вас есть ненужные деньги, которых Вам не жалко, можете вложить в эту идею, выбрасывайте, нам то что.

        • Обещанием гиперлупа и сбором под это денег и правда занимается куча команд. Virgin чуть ли не единственная выдала хоть какой-то результат - построила тоннель по которому можно проехать.

    • Тесла уже окупается. 9 прибыльных кварталов подряд. Чистая прибыль только за 3 квартал 2021 - 1,6 млрд. За этот году будет произведено около 1 млн авто. А в течение месяца запустят еще 2 завода. У Теслы денег 16 лярдов, а долгов 11, у других производителей долги больше чем денег. Тесла получает прибыль с каждой тачки 26%, остальные производители 5-6% при производстве ДВС, а производство электричек в минусе.

    • Когда гиперлуп заработает

      Маск всего-то высказал идею "а вот хорошо бы было" сам он заниматься строительством гиперлупа не стал. Но в сознании маскохейтеров гвоздик забит прочно - гиперлуп=маск, хоть строительством пробных участков заняты совсем другие люди (Бренсон и его Virgin Hyperloop One) The Boring Company принадлежащая Маску строит автомобильные туннели, а не "поезда будущего" Впрочем с этим проектом пока тоже много проблем. Но с гиперлупом их объединяет только слово Loop в названии
      https://www.iphones.ru/iNotes/ilon-mask-pokazal-tonnel-dlya-transportirovki-avtomobiley-v-obhod-probok-12-19-2018

    • Что значит окупятся? Помоему космические путешествия не окупятся никогда. Хоть с Маском, хоть нет. Космические технологии еще долго будут субсидируемым государством сектром. Хоть в Сша , хоть в России. Вы судя по всему неофит секты Соловьиного помета и отрицателей всего и вся. Если бы люди подобные Маску были в России (что при нвнешнем режиме невозможно) вы бы тут тоже про секту орали? Кстати, вы как типичный хомячок не уловили суть -главное, естественно сотнями душ на Марс никто никого возить не будет. Главное это количество забрасываемого туда груза. А уж чем его заполнить дело десятое, хоть теми же модулями и оборудованием. Маск работает на далекую перспективу, пока свиньи смотрят на отражение звезд в своей луже.

      • сотнями душ на Марс никто никого возить не будет

        Инфа сотка? Вообще-то Маск не раз говорил что именно так он и собирается поступать. Иначе все мечты о колонизации Марса обратятся в дым, а без нее забрасывание грузов и правда бессмысленно. При любом режиме. Более того потеряет смысл и программа изучения Марса. Ну найдет там марсоход воду или даже следы жизни и что? Чисто академический интерес который совершенно не оправдывает миллиардных вложений. И на "далекую перспективу" так рвать пупок Илону тоже не интересно. Маск хочет если не побывать на Марсе сам, то хотя бы основать там человеческую колонию. А вы как типичный хомячок даже не удосужились ознакомиться со взглядами своего кумира.

    • Вы совершенно точно почти всё проспали, судя по комментарию.

      • Пож-та, пож-та, мы на Марс только после Вас. Пропустим. Вы все выгоды там сразу и займете. Спешите, батенька.

  • Это бред даже в виде картинок. Помнится, детишки рисовали "наноботов". Похоже, это они же теперь восхищаются картинками от дизайнеров Маска.
    Ребятки, это чушь уже на концептуальном уровне. Иллюстрация к анекдоту "А теперь со всей этой ... на борту мы попытаемся взлететь".

    • взлетит, и ещё как взлетит, такие носители постепенно вытеснят теперешние, не истинно многоразовые...

    • Такие же как ты критиковали Falcon Heavy. А до него Falcon 9.

  • Галимая водонапорная башня обтянутая жестью не более.

  • Отстали они,, мы вот японцев запускаем ,, и они там,, о боги СТРИГУТСЯ ,, за наши налоги

  • 100 (!) человек, спящих в боксах размером с гробик в течении полутора лет. Из развлечений только копм с предзагруженным на Земле контентом, возможность записывать предсмертные видеопослания домой да велодорожка. И это когда из шести человек на МКС, нашлась одна схватившаяся за дрель с криком: "Выпустите меня отсюда!" начавшая буравить эвакуационный корабль.
    Из представленных рендеров ясно, если команда Маска в чем-то соображает, так это в реактивных движках и системах управления, но все это на уровне 60 годов прошлого века. Ещё Юрий Алексеевич Гагарин мечтал войти в группу набиравшуюся для разработки и освоения многоразового космического аппарата. Единственное, за что можно поблагодарить маска, это за то, что он, заставил людей снова смотреть в небо.
    Но старшип, такой, каким он тут представлен, это не марсианский корабль, это лодка мертвецов.

    • Психологию они действительно не просчитали, что с них взять - технари, да а зачем - мы же крутые, хавайте, пипл !
      ----
      Боже, помилуй полярников с их бесконечным днем,
      С их портретами партии, которые греют их дом;
      С их оранжевой краской и планом на год вперед,
      С их билетами в рай на корабль, идущий под лед.

      (с) БГ. Боже, храни полярников

  • Он что, себя богом возомнил? В средние века в европе и в современной россии евоб сожгли))

    • А ты бы в средние века шутом (тупым, правда) бы работал. А в России максимум в доставке продуктов из магазинов

  • Браво Браво Илон Маск Please напишите куда можно переводить деньги на постройку ракеты до Луны и Марса !

  • Ну он прям кино из 70 насмотрелся.
    Сатурн 5 в никеле и хроме , а по сути технологии 60 летней давности.
    Никакой многоразовости тут не будет потому как энергетика та же самая , а дизайн это не изменит.

    • Это ты застрял в 70-х где даже гугла нет, а в реальности многоразовость давно работает.

    • Как можно быть настолько дремучим? Мыж на научном портале каком никаком. Поражают комментарии вроде вашего.