Ситуация с коронавирусом показала, что влияние вирусов на человека – это не только проблема медицины. Вопросы о том, как пандемия коронавируса выглядит с точки зрения социальных наук и меняет наше общество, обсудили сотрудники сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» ТюмГУ совместно с представителем «Рейчел Карсон центра» (Мюнхен) Андреем Виноградовым.
Исследователи отметили несколько сфер влияния вируса: образование, экономика, межэтнические отношения и общественно-политические. «Реакции общества на пандемии могут быть непредсказуемыми и неожиданными. У медицинской науки пока нет единого представления о вирусе и способах его лечения, но взгляд с точки зрения гуманитарных наук в этой ситуации может быть не менее важным.
Воздействуя на организмы людей, вирусы меняют и взаимоотношения между ними: опасаясь эпидемии, государство ограничивает проведение мероприятий, транспортные компании меняют свои маршруты, организации усиливают пропускной контроль. В таких ситуациях микроорганизмы становятся полноправными действующими лицами в мировой политике и экономике», — говорит Андрей Виноградов.
Руководитель исследовательского центра «Человек, природа, технологии» Тюменского государственного университета Александр Сорокин подчеркнул, что ограничения контактов со страной-источником вируса — это большой вызов для тех сфер жизни, которые тесно связаны с международным взаимодействием, включая образование и науку. Открытость университетов, которая постулируется как один из главных принципов работы вузов, ограничивается и подвергается серьезным испытаниям.
Кроме того, устанавливаемые правила выявления и профилактики вируса во многих университетах воссоздают этносоциальные границы в академическом сообществе. Международная студенческая ассоциация Новой Зеландии (NZISA) заявила, что граждане Китая, которые уже разобрались с «непомерными платами за обучение», теперь столкнулись с возможными расходами при подаче заявок на новые визы.
Информация о распространении нового вируса активизировала вопрос о поиске вакцины против него. На этом фоне появились новости о коллаборациях исследовательских и общественных организаций, фармацевтических и медицинских компаний.
«Китай в целом, и в особенности город Ухань, стал, с одной стороны, объектом пристального исследовательского внимания (появился дистанционный мониторинг распространения заболеваний и прочее), а с другой — источником обязательного предоставления информации о вирусе для политических, исследовательских, медицинских и общественных организаций. Неслучайным представляется письмо Всероссийского общества охраны природы о предоставлении достоверной информации у китайской стороны по исследованиям фауны в регионе Хубэй», – сказал Александр Сорокин.
По мнению исследователей, взаимосвязь между медицинской системой и общественным устройством очевидна. Распространению эпидемий больше подвержены государства со слаборазвитой системой здравоохранения: чем больше государство инвестирует в развитие социальной сферы и науки, тем более оно устойчиво к распространению новых вирусов.
«Вспышка коронавируса в Китае в очередной раз продемонстрировала глобальную уязвимость страны. После известий о растущем числе погибших от болезни началось падение рынка акций Китая, западные фирмы приостановили свою деятельность, началась эвакуация туристов и сотрудников глобальных компаний, – сообщил старший научный сотрудник Дмитрий Нечипорук. – Вслед за китайской биржей стали падать акции американских корпораций. В СМИ появились прогнозы, что эпидемия коронавируса может стать причиной серьезного экономического спада во всем мире, который многие эксперты предсказывали еще в 2019 году.
Но после первых февральских выходных, когда стало ясно, что распространение болезни не получило стремительного распространения, а летальные случаи пока не вышли за границы КНР, страх кризиса быстро улетучился. В дело вступили охотники за зараженными, которые действуют от имени государства во имя высших соображений национальной безопасности. По всему миру людей с признаками коронавируса госпитализируют, чтобы окончательно усмирить потенциальные очаги инфекции за пределами Китая».
По мнению младшего научного сотрудника центра «Человек, природа, технологии» Тимофея Ракова, коронавирус стал главным действующим лицом мировой политики последних недель и актуализировал ряд проблем, прямо с ним не связанных. В частности, вопрос границ. Ранее идеологи глобализации твердили, что сегодня товары и люди перемещаются с огромной скоростью, а мировой рынок стал реальностью, разрушающей национальные границы. Однако коронавирус показал, что границы есть и в случае проблемных ситуаций они начинают напоминать стену, о которой грезит Дональд Трамп.
Другой аспект «вирусных» проблем – расовый. Страны, еще не затронутые болезнью, уже сейчас рискуют пострадать от «вируса» расизма, мигрантофобии и ксенофобии. «Но ключевая заслуга вируса в том, что он показывает одну из главных мировых болезней. Все решения по борьбе с болезнью принимаются авторитарно – политики создают режим чрезвычайной ситуации с ограничительными мерами и запретами.
При этом целесообразность и эффективность этих мер не является предметом общественных дискуссий. Не имея вакцины, то есть медицинского способа победы над болезнью, многие государства борются со своими или чужими гражданами. Арсенал мер борьбы с коронавирусом очень напоминает методы пресечения «нелегальной иммиграции» или «войну с терроризмом». И это повод для человечества задуматься», – заключил Александр Сорокин.
Комментарии
Коронавирус - имеет не медицинский, а политический аспект. Он "появился" сразу после встречи лидеров США и Китая. О чём могли договориться главы государств? Китай уже обогнал Америку по ВВП и если так будет продолжаться дальше, то американцы будут вынуждены вывести своё производство назад! Они не могут смириться со вторым местом в мировой экономике, второстепенной позицией в последующем... Поэтому мировые лидеры договорились о сокращении производства Китая. Спектакль: у каждого своя роль, слова, суфлёры...
И даже хорошо что наше общество способно ради быстрых и решительных действий на время отодвинуть демократические институты. Значит еще жизнеспособно и не утратило подвижность. Потому что у всех этих обсуждений и референдумов есть один главный недостаток - это все очень долго. Да и не гарантирует правильного решения. Миллионы мух таки могут ошибаться.