Колумнисты

Эксперт по кибербезопасности: «Суверенный Рунет не отрежет нас от остального мира»

Все сервисы, которые упрощают жизнь и служат формированию цифровой экономики в России, по мнению многих экспертов, находятся в уязвимом состоянии в связи с тем, что интернет – сеть глобальная, и многие ее составляющие никак не связаны с нашей страной. В связи с этим был принят закон, цель которого в конечном счете - обеспечение суверенного Рунета. О технологиях реализации закона и возможных последствиях рассказывает Денис Иванов, кандидат технических наук, доцент Института кибербезопасности и защиты информации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

– Денис Вадимович, неужели российскому сегменту интернета действительно может что-то угрожать?

– На самом деле, угроз довольно много. Например, могут возникнуть ситуации, при которых российские пользователи из-за внешних воздействий не смогут устанавливать соединение друг с другом. Кроме того, при расположении критических объектов телекоммуникации вне нашей страны восстановление после природных и техногенных катастроф будет зависеть не только от России, но и от принимающей стороны.

Также попытка взлома оборудования провайдеров и «дестабилизирующее внутреннее или внешнее информационное воздействие» могут в итоге стать предпосылками к нарушению работы и дальнейшему отключению российского сегмента интернета от глобальной инфраструктуры.

– Чем это грозит нашей экономике и обычным пользователям? Что именно может выйти из строя?

– Российский бизнес активно использует международные облачные технологии IaaS, SaaS, PaaS. Возможно, сейчас ситуация меняется, но еще несколько лет назад крупнейшие предприятия РФ активно сотрудничали на облачном рынке с Amazon web services, Google cloud platform, IBM Cloud, Alibaba cloud и другими. Таким образом, если внутри страны станут недоступны вышеперечисленные облачные платформы, то и сервисы многих отечественных компаний также перестанут работать.

Кроме того, отключение от глобальной сети приведет к некорректной работе мобильных устройств и операционных систем IOS, Android, Windows, Sailfish OS. Не будут доступны приложения, данные в облаке и обновления операционной системы. Так что эта проблема коснется не только бизнеса, но и пользователей, которым нужны все эти сервисы каждый день.

Денис Иванов, кандидат технических наук, доцент Института кибербезопасности и защиты информации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) / ©Пресс-служба СПбПУ

– Как именно физически возможно отключить российский сегмент от интернета? Какая есть техническая возможность?

– Я бы выделил три возможных варианта развития событий. Но, на мой взгляд, все они маловероятны. Во-первых, это блокировка доступа к ресурсам по IP‐адресам из российского пула. Также может быть осуществлен отказ в предоставлении доступа к DNS‐серверам (системы для связи между доменными именами и их IP-адресами).

Существует 13 корневых серверов, представленных в виде 993 реплик, которые управляются 12 независимыми организациями. И многие эксперты считают, что угроза отключения от зарубежных корневых серверов неактуальна, поскольку соответствующие функции выполняют уже имеющиеся в России копии таких серверов.

Еще один возможный сценарий – отключение российских магистральных провайдеров от международных точек обмена трафиком. Internet Exchange Point (IXP, IX) – точка обмена трафиком – это сетевая инфраструктура, на базе которой становится возможен межоператорский обмен IP‐трафиком. В России сейчас существует 10 таких точек Причем, Московская точка обмена (MSK-IX) – самая крупная в России и Восточной Европе и занимает пятое место в мире.

Еще один вариант, который в принципе невозможен, – это «обрыв» трансграничных магистралей передачи данных. Более десятка организаций, таких как «Ростелеком», «МегаФон», «МТС», «Вымпелком», владеют сотнями тысяч километров магистралей.

– Денис Вадимович, до принятия закона существовали ли какие-то меры по обеспечению устойчивости российского сегмента сети интернет?

– Разумеется. Для обеспечения безопасности финансового сектора в России в 2015 году разработана и уже активно используется национальная платежная система «МИР». Кроме того, в 2017 году началось тестирование российских SSL‐сертификатов (протокол шифрования, который обеспечивает зашифрованное соединение между человеком и используемым сайтом) на портале «Госуслуги».

Помимо этого, в 2019 году Минкомсвязи разработало законопроект о штрафах для операторов связи, которые используют иностранные системы мобильного спутникового интернета наподобие Oneweb, Starlink. И не выполняют обязанности по формированию российского сегмента такой системы, а также управлению этим сегментом с территории России и пропуска трафика от абонентских станций, находящихся на территории России.

– Что еще можно сделать для обеспечения устойчивости российского сегмента сети интернет?

– Необходимо создание центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования под контролем, например, Роскомнадзора. Также нужна национальная система доменных имен, в число учредителей которой включится тот же Роскомнадзор. Операторы связи должны быть оснащены специальным аппаратным обеспечением.

Кроме того, государственные организации обязаны использовать национальные стандарты РФ в области криптографической защиты информации. В случае возникновения угрозы Роскомнадзор должен будет приступить к централизованному управлению сетью.

– Многие эксперты считают, что реализация закона приведет к отставанию в развитии системы интернета вещей в России. Какое у вас мнение?

– Да, в этом аспекте, конечно, законопроект вызывает опасения. Так, эксперты Ассоциации участников рынка интернета вещей еще пару лет назад говорили об опасениях, что суверенный интернет может замедлить развитие интернета вещей. Кто-то считает, что законопроект не должен распространяться на предприятия, владеющие технологическими сетями, иначе это грозит рисками чрезвычайных ситуаций. Внедрение в такие сети оборудования Роскомнадзора чревато сбоями и может потребовать дополнительных расходов компаний.

– Может быть, есть какие-то альтернативные подходы к обеспечению стабильности российского сегмента интернета?

– Есть вариант развития концепции децентрализованного интернета, где все данные хранятся не на конкретных серверах, а распределены среди всех участников. Так, может быть применена система Namecoin (англ. name — «имя», англ. coin — «монета») — основанная на технологии Bitcoin система хранения произвольных комбинаций вида «имя‐значение», наиболее известное применение которой – система альтернативных корневых DNS‐серверов. Namecoin устойчив к цензуре и не управляется какой‐либо одной организацией.

– Какой требуется штат сотрудников компаний-операторов для реализации концепции суверенного Рунета, какие это должны быть сотрудники?

– Я абсолютную величину не назову. Но можно говорить о том, что количество квалифицированных специалистов в нашей области в России растет, например, у нас в Санкт-Петербургском политехническом университете прием в Институт кибербезопасности и защиты информации вырос с 50 до 220 человек за последние лет 6-7. Могут и зарубежные IT-компании, работающие и нанимающие сотрудников в РФ, вносить свой вклад, только пусть делают это на нашей территории и по нашим правилам, заодно и налоги заплатят.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться индустрия после принятия закона? Не отразится ли это на повышении тарифов на цифровые услуги для граждан России?

– Мне кажется станет только лучше. Суверенный интернет – это не значит взять и отрезаться от остального мира: в первую очередь, это дублирование критических объектов инфраструктуры, как железной, так и логической, на территории РФ, причем это касается не только транспортного и логического уровня, но и сервисного – пресловутое хранение данных российских пользователей YouTube, Facebook, Twitter и так далее в России. 

Комментарии

  • Вот интересно если редакция разместит статью про обход блокировок, это остудит седло у обеспокоенной общественности или им уже все равно, лишь бы потрандеть про кровавый режим? Боюсь что второе. Народ ведь читать не любит все больше сам пишет. Ладно попробую достучаться.
    https://www.popmech.ru/gadgets/679693-kak-oboyti-blokirovki-i-polzovatsya-k-nedostupnymi-saytami-i-prilozheniyami/

    • Статья расстроит лишь фанатов Оперы потому что vpn в ней недавно отключили (для России и Китая ) Впрочем если немножко погуглить выясняется что метод описанный ниже работает в портативной версии. Не проверял ибо опера мне нахрен не нужна. В хроме расширение поставил и норм.
      https://www.comss.ru/page.php?id=4029

      • Статья ни о чём. Менять Сафари на Оперу или Хром на Маках или Айфонах - верх упоротости. На винде Опера ещё катит. А Хром это глючное недоразумение, занимающее по 5 гигов оперативки (так любимый всякими гиками из-за свистелок и разширялок).
        Кстати Маки и Айфроны на новых осях будут иметь встроенный впн на уровне iCloud и скрытые адреса электронных почт.

  • О… Новость подъехала.
    Зачем блокировать сайты vpn и т.д. , если можно просто связь отрубить?!

    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ планирует принимать решения об ограничении и приостановлении использования сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    https://regulation.gov.ru/projects#npa=120293

    И ведь проголосуют .единогласно»

  • Не может на научном ресурсе быть такой явной лжи. Это не какое то политическое мнение. Это самая настоящая научная ложь. Потому что никакой опасности интернета не существовало, пока не появился суверенный рунет.

  • Зашквар для naked science оставлять такие статьи. Прогиб засчитан

    • "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ"...

  • Весь мир: выигрывает от свободы перемещения товаров и информации и взаимозависимости экономик.

    "Эксперт": нас могут отключить от интернета враги, надо всё продублировать у нас на случай блокады.

    Такие статьи вроде одобряет редакция, а читать их на этом сайте стыдно мне.