Давайте же вспомним самые дорогие военные проекты современности, окончившиеся ничем. Среди них «Команч», Future Combat Systems, «Булава» и другие.
Что собой представляет
Вряд ли создатели первых винтокрылых машин могли представить, что в будущем цена разработки одного вертолета сравнится с бюджетом некоторых стран. Но факт остается фактом – на момент отмены программы «Команча» в 2004 году на этот вертолет было потрачено 8 млрд американских долларов. Почему разведывательно-ударный вертолет оказался так дорог? Одна из главных причин – применение технологии «стелс». За счет этого американцы хотели эффективно выявлять и поражать советскую бронетехнику (RAH-66 начали разрабатывать еще в годы холодной войны). Кроме «невидимости» вертолет мог похвастаться мощным вооружением: предполагалось, что на внутренних и внешних подвесках он сможет нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire. А еще у него была «продвинутая» 20-мм пушка XM-301. Всего янки построили два RAH-66.
Причина провала
В 2000-е годы стало понятно, что задачи разведки прекрасно выполняют БПЛА. Беспилотники потеснили разведывательные пилотируемые самолеты и научились выполнять ударные задачи. Проще говоря, дроны взяли на себя те функции, для которых и предназначался «Команч». Поэтому американцы здраво рассудили, что лучше вкладывать деньги в новейшие технологии, а не развивать дорогостоящий проект холодной войны.
Что собой представляет
Boeing YAL-1 был экспериментальным боевым самолетом, который мог уничтожать объекты при помощи мощного лазера. В роли базы выступил модифицированный пассажирский Boeing 747-400. Главная цель разработки – создание в перспективе комплекса, который сможет эффективно уничтожать баллистические и крылатые ракеты. Мощный лазер должен был нагревать цель, вызывая серьезные неисправности, вплоть до полного разрушения ракеты. На счету YAL-1 несколько вполне успешных испытаний. Когда в 2011 году проект закрыли, мощность лазера была доведена до мегаватта. Единственный построенный самолет утилизировали в 2014 году.
Причина провала
Сложно сказать, мог ли YAL-1 стать серийным «убийцей» ракет: все-таки самолет предназначался прежде всего для отработки технологий. Но бесславный конец детища Boeing удивил многих экспертов. Почему же получилось именно так? В качестве причин отказа назывались дороговизна проекта и сомнения в практической пользе YAL-1. И правда, сейчас на эффективности лазерного оружия может сказаться погода (например, сильный дождь). А еще мощный лазер требует невероятно мощного и дорогого источника питания. Так что в ближайшее время лазерные комплексы едва ли заменят обычные противоракеты.
Что собой представляет
Future Combat Systems (FCS) – это не отдельный образец техники. Это даже не система. Это масштабная программа, целью которой было создание подразделений армии США нового образца. Мобильных и объединенных в единую информационную сеть. Проект включал в себя 18 системообразующих компонентов (новые сенсоры, танки, БМП) и две надсистемы, при помощи которых этим всем можно было управлять. Все вышеперечисленное было нужно для достижения «технологического и информационного превосходства над врагом». Одна из самых интересных разработок, появившихся в результате FCS, – новый танк XM1202, вооруженный 120-мм пушкой. Это был очень маленький, но чрезвычайно «проворный» танк, управляемый двумя членами экипажа.
Причина провала
Танк XM1202 ушел в небытие вместе со своими «родственниками» в 2009-м. К тому моменту на программу потратили более 18 млрд долларов США. Дистанционно управляемый робот-разведчик SUGV – одно из немногих созданных в рамках FCS технических решений, которое было воплощено в реальной жизни. В целом, военные эксперты США оценили эффективность системы очень невысоко: де-факто FCS стала настоящим провалом. Разработанные в рамках FCS образцы вооружений не имели серьезных преимуществ перед «Абрамсами» и «Брэдли», которые эксплуатируются много десятилетий. Так что американцы пошли по пути модернизации, а не создания техники «с нуля».
Что собой представляет
Expeditionary Fighting Vehicle (EFV) должна была стать революционной амфибийной боевой машиной, предназначенной для морских пехотинцев США. Такая машина была нужна для десантирования на побережье. Особенностью Expeditionary Fighting Vehicle стала возможность проведения загоризонтной высадки, требовавшей большой дальности действий. В целом, EFV совмещала в себе солидную боевую мощь, отличную защиту и хорошую скорость. По шоссе машина могла передвигаться со скоростью 72 км/ч, а на воде была способна развивать 46 км/ч. В передней части корпуса установили 30-мм пушку, а кроме того, амфибия получила 7,62-мм пулемет. Экипаж – три человека. На борту могли разместиться до 17 человек десанта.
Причина провала
Испытания построенных EFV омрачились целым рядом неприятных моментов. Так, машину долго не удавалось разогнать до максимальной скорости на воде. А ее силовая установка оказалась очень капризной. Но куда более неприятным сюрпризом для морпехов стала цена амфибии – около 25 млн долларов за единицу. Критиковали и саму концепцию EFV: к моменту появления бронетранспортера противокорабельные средства достигли новых высот. Это делало дорогую машину весьма уязвимой на море.
Что собой представляет
В нашем «американском» списке нашлось место и российскому детищу. Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» – едва ли не главная надежда российского флота. Именно она должна была стать основой морского компонента ядерной триады, войдя в состав вооружения новейших атомных подлодок проекта 955 «Борей». С этой ракетой были связаны огромные надежды, но они, увы, пока не оправдались. Мы точно не знаем цену разработки, но, очевидно, Р-30 находится в числе самых дорогих российских проектов.
Причина провала
Справедливости ради отметим, что пока от Р-30 никто официально не отказывается, однако каждый год эту ракету все более активно критикуют. И неспроста. По самым скромным подсчетам, из 26 испытательных запусков неудачными или частично неудачными оказались десять. Ракета до сих пор проходит испытания, которым не видно конца и края. В России все чаще звучат призывы разработать новую ракету на замену «Булаве». Пока что, несмотря на печальный опыт, альтернативы ей нет, но при этом имеются немалые шансы, что проект все-таки закроют.
Комментарии
Насчёт "Булавы" поржал. Автор вообще не в теме вопроса.
Так просветите же нас, сирых.