Искусственный интеллект разгромил пилота-инструктора в воздушном бою

Система управления боевыми беспилотниками победила живого летчика в 100% имитаций воздушной схватки.

С расширением использования военных беспилотных летательных и плавающих аппаратов, роботов и аналитических алгоритмов ведущие армии мира все шире используют искусственный интеллект (ИИ). Одну из таких систем создают для управления боевыми дронами разработчики Лабораторий ВВС США. В статье, опубликованной в Journal of Defense Management, они сообщают, что их ALPHA впервые справился с опытным военным летчиком.

 

«Как беспилотники в середине 1990-х представили революционно новые возможности для ВВС, – пишут авторы публикации во главе с Ником Эрнестом (Nick Ernest) из Университета Цинциннати, – так и скоординированное автономное действие пилотируемых и непилотируемых средств в воздушном бою будет означать революционный скачок в мощности ВВС». Такой оптимизм нам непонятен: для пилотов места на борту, кажется, может и вовсе не остаться. Во всяком случае, в серии имитаций воздушных боев ALPHA наголову разгромил отставного полковника Джена Ли (Gene Lee). И «разгромил» тут не преувеличение – в восьми схватках из восьми летчик не только не смог поразить компьютер, но и сам оказался сбит.

 

По словам Эрнеста и его коллег, ALPHA эффективно расправляется с летчиками, даже если им дать фору, введя в систему различные сбои на управляемом компьютером самолете или ограничив возможности вооружения. «Такое ощущение, что он читал мои намерения и моментально реагировал на малейшее мое движение в воздухе, попытку отправить ракету, – говорит полковник Ли, – и немедленно переходил от защиты к нападению».

 

Отставной полковник ВВС США Джен Ли в летательном тренажере / ©University of Cincinnati

 

Самое эффектное здесь то, что работа ИИ не потребовала больших вычислительных ресурсов. ALPHA был реализован на платформе Raspberry Pi, куда слабее той, что используется в хороших современных смартфонах. Использованная в нем система применяет элементы нечеткой логики, которая – благодаря машинному обучению и миллионам имитаций боев, проведенных против других ИИ, – позволяет с большой скоростью фильтровать поток данных, на основе которых принимаются решения.

 

Из сотен показаний, которые поступают в ИИ, он реагирует лишь на те, что важны в данный момент, и успевает оценить сотни вариантов действий, прежде чем пилот-человек успеет осознать полученную информацию. В результате ALPHA реагирует моментально и не сомневаясь: даже авторы разработки называют его «самым агрессивным, быстро реагирующим, динамичным и надежным ИИ на настоящий момент».

Комментарии

  • Интересно, насколько быстро ИИ разобьет сильнейшую команду в Dota2?