Америка прекратит эксплуатировать свои «стелсы» F-117. Совсем.

Несмотря на формальный вывод из эксплуатации самолетов-«невидимок» F-117 Night Hawk в 2008 году, они все же использовались для полетов как минимум до 2016-го. Но теперь этим машинам все же суждено окончательно завершить свою карьеру в ВВС США.

Знаменитый малозаметный ударный самолет F-117 Night Hawk может по праву считаться самой таинственной крылатой машиной всех времен. Еще на заре своей карьеры вокруг него витало множество мифов, а власти США пытались до последнего сохранить «невидимку» в тайне. Примечательно, что даже после выхода «на пенсию» в 2008 году самолет все же успел, что называется, наделать шороху. В сентябре прошлого года мир облетело видео, датированное 2016-м, на котором можно различить пару F-117 в небе над Невадой.

 

Пара F-117. 2016 год. / ©youtube

 

Возможно, это были испытания, связанные с активным внедрением в эксплуатацию других малозаметных самолетов. Но сколь бы ни был самолет востребован для подобного рода задач, его время, судя по всему, окончательно вышло. Вскоре увидеть первый «стелс» в небе можно будет только на изображениях.

 

Как сообщает Popular Mechanics, закон об оборонном бюджете за 2017 год предполагает демилитаризацию в этом году одного самолета F-117. С машины будут демонтированы все системы вооружений и ряд других систем. Сообщается, что в дальнейшем демилитаризация затронет оставшиеся F-117.

 

Демилитаризированные самолеты могли бы послужить другим ведомствам. NASA, например, получило для научных целей стратегический бомбардировщик B-52. Между тем в случае с F-117 препятствием на пути к этому станут технологии малозаметности, которые до сих пор считаются военной тайной. Так что, вероятно, если у F-117 и есть какое-то будущее, то только в качестве памятников с полностью демонтированными системами на въезде в военные академии США.

 

Кабина F-117 / ©defence
ВВС США начали эксплуатировать F-117 Night Hawk в 1983 году. Несмотря на то, что за все время было построено всего лишь 64 таких самолета, только за время операции «Буря в пустыне» они выполнили 1300 боевых вылетов, поразив 40% всех стратегических целей. На счету самолета только одна боевая потеря — в Югославии в 1999 году.

 

Относительно короткая боевая карьера F-117 связана не столько с недостатками этой машины (которые, безусловно, имели место), сколько с введением в эксплуатацию новых «невидимок» F-22, способных, кроме прочего, взять на себя ударные функции, которые до этого лежали на плечах самолета Night Hawk. В настоящее время военные США активно осваивают еще один малозаметный многофункциональный истребитель — F-35.